В Союзном государстве России и Белоруссии переполох. Едва между партнерами закончилась газовая война (напомню: Александр Лукашенко, одолжив у президента Азербайджана сотню — другую миллионов долларов, расплатился с «Газпромом», после чего тот согласился заплатить Беларуси за транзит газа по ее территории в Европу), как началась война информационная.
Фильм «Крёстный батька», показанный по телеканалам НТВ 4 июля и обвиняющий в тяжелейших грехах лично Лукашенко, он, обвиняемый, вероятно, воспринял не иначе как вероломное нападение, и некоторое время, по просочившейся информации, оставался в шоке. Почти как Сталин 22 июня 1941 года – тот тоже от своего приятеля такого вероломства не ожидал. Не мог себе представить, чтобы после столь тёплого приёма германской делегации в Москве, после подписания договора о дружбе и, главное, после его проникновенного тоста в честь фюрера, тот вдруг надумает совершить такое вероломство…
Договор о создании Союзного государства был подписан в 1997 году по личной инициативе Александра Григорьевича. С тех пор много воды утекло. Хотя быстрого продвижения этой идеи не наблюдалось. Но ведь оно еще существует, это Союзное государство, не так ли? Договор ни одной из сторон не денонсирован, и за прошедшие годы это государство обросло солидной инфраструктурой, его штаб-квартира занимает красивый особняк в центре Минска, и, согласно официозу (soyuzinfo.ru), там «функционируют Высший Государ-ственный Совет (Предсе-датель Высшего Государст-венного Совета – президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко), Совет Министров (Председатель Совета Министров – Председатель Правитель-ства Российской Федерации В. В. Путин), а также Постоянный Комитет Союзного государства (Руко-водитель – Государ-ственный секретарь Союзного государства П.П. Бородин)». Так как же это случилось, что люди Председателя Сов-мина Союзного государства вдруг наехали на Пред-седателя Высшего Государственного Совета, то есть на главу этого же государства и вылили на него бочку грязи?
Невероятно, но факт
Что было в той бочке? Пристыдили за нехорошие высказывания, за внебрачного сына, диагностировали манию величия и диктаторский стиль руководства, напомнили об исчезновении и убийстве оппонентов… Всё правильно, но, во-первых, это давно известно, об этом много лет трубила белорусская оппозиция, не находившая в верхах России понимания и участия. Во-вторых, бросается в глаза сходство критикуемого «последнего диктатора Европы» с национальным лидером России, так что, как в басне Крылова, «не лучше ль на себя, кума, оборотиться». К тому же не факт, что Лукашенко последний диктатор Европы. Последним диктатором Европы в действительности может стать не Лукашенко, а Путин.
Вслед за «Крёстным батькой-1» на НТВ прошел телефильм «Крёстный батька-2», где к прежде инкриминированным грехам белорусского президента добавили обвинение в порочных связях с Березовским, тайно приезжавшим вроде бы в Минск, но не выданным России, а также со свергнутым президентом Киргизстана Бакиевым. Параллельно на англоязычном телеканале Russia Today прошел аналогичный сюжет «Hard Luka», в «Известиях» появилась статья «Лукоблудие», а в «Московском комсомольце» – «Минская резня телепилой». Всё это, конечно, отрежиссировано, и нам, естественно, очень интересно узнать, что у режиссера на уме – не замочить ли несговорчивого в сортире. Или, может быть, как-то иначе отделить эту муху от белорусской котлеты? Пока режиссер о своих планах помалкивает, попробуем их разгадать логически.
Беларусь России нужна
Ради владения ею российские стратеги 16 лет назад поддержали Лукашенко, помогли ему стать президентом и с тех пор, как теперь подсчитали, растратили на его содержание 52 миллиарда долларов. А он оказался неблагодарным, требует нефть и газ бесплатно, по крайней мере, без таможенного сбора (для чего и вступил в Таможенный союз). Долго его притязания терпели, надеясь постепенно укротить и додавить, но клиент упрям и огрызается.
«Как бы они нас ни давили, ничего у них не получится, – заявил он недавно. – Обидно только, что твои коллеги это делают. Это никакие не СМИ делают, это заказы оттуда. Я знаю, кто эти команды дает, как это управляется, чем… Мы им не будем отвечать на грязь грязью». И ответил асимметрично, послав специального корреспондента в Тбилиси. Тот взял 15-минутное интервью у президента Грузии Саакашвили, и его показали в прайм-тайм по белорусскому телевидению. А Саакашвили ведь для Путина, что красная тряпка для быка, так что мне нет необходимости это интервью цитировать, всё и так понятно. На него гневно откликнулся Грызлов, а Жириновский по этому поводу предсказал, что на президентских выборах, которые намечены на начало 2011 года, Лукашенко потерпит поражение и будет вынужден покинуть политическую сцену.
Предсказания Жири-новского (или через него доносимые до публики) часто сбываются. Но как Россия может вмешаться в белорусские выборы? Здесь возможны разные варианты (кроме криминальных): поддержка Россией белорусской оппозиции; антилукашенковская пропаганда; недопущение манипуляций с бюллетенями в ходе подсчета голосов; давление на электорат.
Пока рейтинг Лукашенко в Беларуси высок, поддержка Россией оппозиционного кандидата – хоть агитацией, хоть и деньгами – представляется малоэффективной. Для обрушения рейтинга Лукашенко, боюсь, мало осталось времени. А он теперь утвердился как единственный защитник суверенитета и независимости Беларуси. Недавно в интервью CNN Лукашенко выразил робкую надежду на то, что «рано или поздно россияне привыкнут к тому, что Беларусь – суверенное и независимое государство». Своим объясняет подробнее: «Если мы хотим быть независимыми, то ни я, ни вы, граждане Беларуси, не должны наклоняться и вставать на колени. Если склонимся и встанем на колени – не поднимемся. Всю жизнь нас будут понукать, как это раньше было. Поэтому я не могу себе позволить встать перед ними на колени и лбом стучаться в кремлевскую стену». Если оппозиция напомнит, что в 1996 он заверял, что «на коленях готов ползти в Россию», то он скажет, что тогда были другие времена и Россия была другой. Действительно, тогда ему померещилась перспектива побороть Ельцина и стать президентом России, другие были времена, для него неповторимые.
Надежды на честные выборы в Беларуси под надзором России трудно себе представить до тех пор, пока они не станут честными в самой России. И вот из перечисленных выше вариантов остался у нас один: давление на электорат. Тут кроме пропагандистского возможно давление экономическое. Людям могут дать почувствовать, что без России (или вне России) им хана. Это может быть достигнуто подрывом благосостояния и жизненного комфорта, когда отключат газ, перекроют нефть и т. д. Я думаю, что не случайно именно теперь, спустя почти четверть века после Чернобыльской катастрофы, Россель-хознадзор вдруг опомнился и затеял мониторинг белорусской продукции (молочных продуктов, мяса, а также мебели) на наличие в них источников радиации. Верно пишет А. Суздальцев (politoboz.com): «последствия радиационного мониторинга могут быть более разрушительными, чем отключение республики от газа. Только один намек на возможность выявления радионуклидов в белорусских продуктах может навсегда закрыть для продукции белорусского сельского хозяйства не только российский рынок, но и все мировые рынки».
Тревога «батьки»
Но ведь не обязательно России ждать до белорусских выборов. Неугодного президента Беларуси российские спецслужбы могут скинуть и без выборов, например, по киргизскому варианту. Он, вероятно, такую опасность ощущает, но неизвестно, сможет ли ей противостоять. Как мне представляется, у российских силовиков в Беларуси есть «пятая колонна» и разветвленная агентура во всех слоях общества. Хотя Лукашенко, последовательно сменяя ненадежных на преданных, успел хорошо укрепиться в своей вотчине, есть недовольные им в бизнес-элите, среди чиновников, в армии и даже в его спецслужбах. Вряд ли его команда останется ему верна, если почувствует выгоду от его устранения. Впрочем, пока нет явных признаков приближения к такому ходу событий, поэтому оставляю эту тему без дальнейшего развития.
Состоянием беспокойства, тревоги, а то и отчаяния, можно объяснить рассылку Александром Лукашенко доверительных писем аж восьмидесяти представителям российской элиты с объяснением ситуации и своей позиции, которая, по его мнению, может найти у адресатов поддержку. Президент России Дмитрий Медведев пренебрежительно назвал эти письма «спамом», т. е. никому не нужным почтовым мусором, на что Александр Григорьевич возразил: «Я имею право как председатель Высшего Госсовета Союзного государства, о котором так мечтали россияне и белорусы, говорить то, что я считаю нужным… Придет время, мы русскому человеку расскажем, что происходит, если он не будет чего-то понимать. Хотя я еще раз говорю: русские люди все понимают, они ни в чем не виноваты, и последним куском хлеба мы с русским человеком, с россиянином поделимся»…
Кстати, одно письмо Александр Григорьевич адресовал ближайшему коллеге по аппарату Союзного государства – Павлу Павловичу Бородину. Когда на «Эхе Москвы» ведущий спросил, что это было за письмо, Бородин уклонился от прямого ответа, но высказался так: «Дело в том, что такие конфликты, как газовые, молочные, финансовые, лесные и так далее – это не вопросы государственных отношений, это вопросы межкорпоративных и коллегиальных отношений. Я об этом говорю уже 10 лет. Понимаете? И я считаю, что нет необходимости это поднимать на уровень президентов, премьеров». Показательная позиция Госсекретаря, от которого не узнаешь, кому он подчиняется: Лукашенко или Путину?
С Бородиным нельзя по-серьезному, только с юмором. Поскольку он уже 10 лет живет в Минске и хорошо там прижился, я бы не удивился, если бы его выдвинули кандидатом в президенты Беларуси. Пока же этот веселый человек интересен в качестве Госсекретаря Союзного государства, которое он без устали пропагандирует. Цитирую: «И узбеки, и таджики, и татары, и азербайджанцы, и украинцы хватают меня за руку: когда вы нас возьмете в состав Союзного государства? Я им сказал: в самое ближайшее время… А к 2021 году, уверяю вас… вся Европа войдёт в состав Союзного государства… Что у них там есть, кроме пива и сосисок? Ничего нет. А у нас всё есть: огромная территория, национальные проекты, рабочие места и востребованность… Давайте вникнем в реальные законы макроэкономики. Это не я придумал, это придумали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Вы знаете, они были не муж и жена, это четыре разных человека»…
Улыбнулись, читатель? Теперь всерьез. Беларусь – моя родина, и я озабочен ситуацией, которая там сложилась. Надеюсь на лучший сценарий ее развития. Без «батьки» и без «старшего брата». Но ведь «батька» как раз и есть ставленник «старшего брата». Беларусь была моделью, на которой отрабатывались механизмы авторитарной власти. К сожалению, в России масса приверженцев именно этой модели. Среди них оказался историк Рой Медведев, написавший книгу под названием «Александр Лукашенко: феномен белорусской модели», в которой, по его словам, и модель эта, и ее феномен представлены одобрительно, очень позитивно. К удивлению историка, ни одно из крупных издательств, куда он пытался пристроить свою книгу, ее не взяло. Зато поддержку он нашел у мэра Москвы Юрия Лужкова, повелением которого книга будет издана и выйдет в свет в сентябре. Лужков уже заказал две тысячи экземпляров для столичных библиотек, так что Александр Григорьевич, авось, еще воспрянет духом.