Не тот вопрос, тот ответ

История Торы о разведчиках содержит в себе множество важных идей. Разберем две из наиболее актуальных.

Один из грехов в докладе разведчиков состоял в подмене вопроса.

В системе присутствовало два вопроса:

В1 – вопрос о ценности – «Насколько ценна земля?»

В2 – вопрос о борьбе (конфликт) – «С какими усилиями можно овладеть землей?»

Множество ошибок человечества происходило из-за путаницы и смешения вопросов и их порядка. Изначальная задача разведчиков состояла в описании ценностей земли. После получения четкого представления о ценностях, евреи должны были сфокусироваться на желании обрести эти ценности.

Затем можно было обсуждать то, какие усилия затрачиваются на процесс обретения.

Герой – это человек, который осознает ценности (В1) и готов бороться (В2) за них.

Ценности Земли Израиля – в первую очередь это духовные ценности – близость ко Вс-вышнему, а следовательно, возможность эффективной духовной самореализации.

Разведчики первым делом низвели презентацию ценностей на уровень приземленного материального, продемонстрировав гигантские фрукты (В1 – еды много, уровень – гашмиют).

И тут же разведчики переключили внимание аудитории на другой вопрос, который не входил в их компетенцию (В2) – то, что страну будет тяжело захватить.

Итак, подлинные ценности не были осознаны, а трудности захвата всех запугали. Произошла перестановка в порядке вопросов – В2 перед В1 и девальвация ценности земли. И если герой готов бороться за ценности, то у евреев «выбили почву из-под ног» – лишив осознания ценностей и сразу напугав процессом борьбы.

От конфликта к Машиаху

Существует различная шкала ценностей. Одна из наиболее адекватных имеет 5 уровней: материальные ценности, любовь, смысл, творчество, духовные ценности.

Чем выше уровень ценностей, тем больше мотивация к ним стремиться.

Современный мир находится в промежуточной стадии – между прошлым – идеологизированным миром и будущим – миром Машиаха.

Идеологизированный мир обычно фокусируется на различиях в ценностях, что приводит (в экстремальных случаях) к войнам. Кульминацией такого идеологизированного мира были две мировые войны в ХХ веке, где зачастую эфемерные различия в идеологиях (как различия между фашизмом и сталинизмом) приводили к многомиллионным жертвам.

Испугавшись такого исхода, человечество решило вообще отказаться от идеологий и в результате на данном (так называемом постмодернистском) этапе уровень ценностей в западном мире упал до минимума (обладание материальными благами). Об остальном никто не спорит.

Оптимизм ситуации в том, что наш этап – не окончательный, а промежуточный.

Мир движется к приходу Машиаха.

Машиах – это «система», которая выделяет в каждой ситуации (человеке, группе) сильные духовные стороны. Система Машиаха не сталкивает людей, противопоставляя их ценности, а духовно поднимает их, указывая каждому, в чем он силен и чем ценен для мира. Такой подход снимает конфликтность.

При этом понятно, почему Машиах – это «идеальный Царь», которого все будут слушаться. Каждый человек (группа, страна) хочет, чтобы замечали и помогали развивать его сильные стороны, и Машиахальное управление будет состоять именно в таком развитии каждого индивидуума и группы.

Для реализации этого сценария иудаизм тоже должен будет трансформироваться и подняться на новый уровень.

Сейчас иудаизм замкнут на себя.

«Машиахальный» этап иудаизма будет готов рассматривать любые системы, чтобы увидеть и выделить в них «искры святости» (по формулировке Аризаля и рава Кука).

«Машиахальный» иудаизм станет интегральным центром мудрости для всей цивилизации. Такой подход снимает необходимость борьбы между системами. Еврейский вид спора (махлокет ле-шем шамаим – спор ради Небес) – «и ты прав, и ты прав».

В подходе каждого есть своя «искра» – свой аспект Истины. И вместо братоубийственных войн настанет «братская любовь» – желание обменяться «искрами», научиться друг у друга позитивным аспектам опыта.

Новый Израиль – должен будет стать духовным центром такого миропорядка.

Сейчас ростки нового подхода начинают медленно, но планомерно «пробиваться» через старое мировоззрение. «Решит цмихат геулатейну» – начало роста нашей геулы.

9 Ава – дата, объединяющая оба процесса. В прошлом – это напоминание о грехе разведчиков, в будущем – День рождения Машиаха.

Опубликовал: Меир БРУК

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора