Светлая печаль

Сегодняшним сдвоенным разделом завершается книга «Бамидбар», четвертая в Пятикнижии. Со следующей недели во всех синагогах мира начинают читать пятую заключительную книгу – «Дварим» (в русской традиции «Второзаконие»).

Разделы «Матот» и «Масэй» чаще всего объединяют, и они всегда выпадают на траурный период между двумя постами – 17 тамуза и 9 Ава, который еврейская традиция называет “между теснинами”. Еще в период Исхода на эти дни выпали два исторических несчастья: 17 тамуза Моше спустился с горы Синай после получения Торы и, увидев, как евреи поклоняются Золотому тельцу, в отчаянии разбил скрижали с Десятью заповедями. Девятого числа месяца ав разведчики деморализовали народ своим лживо пессимистическим отчетом об Эрец-Исраэль и обрекли евреев на 40-летнее скитание в пустыне до полной смены поколения. Со временем эти два числа вобрали в себя множество других трагедий разных эпох, включая разрушение Первого и Второго Иерусалимских храмов, которое мы отмечаем постом 9 Ава.

Но у евреев печаль не безысходна. В разделе «Матот» мы читаем о предстоящем разделе страны Израиля между коленами, и в нас пробуждается надежда, что, несмотря на затянувшееся двухтысячелетнее изгнание, вопреки всем гонениям и преследованиям, евреи в конце концов вернутся на землю, завещанную им самим Творцом.

Впрочем, почему вернутся? Уже возвращаются. Демографы сообщают, что численность евреев в Израиле уже больше, чем в Соединенных Штатах. Диаспора быстро сокращается из-за массовой ассимиляции и чрезвычайно низкой рождаемости. Евреев становится больше за счет естественного прироста и иммиграции только в Эрец-Исраэль. Еще немного, и здесь будет жить большая часть мирового еврейства. В последний раз такое было во времена даже не Второго, а Первого храма — 2500 лет назад. Мы стоим на пороге воистину эпохального события!

Сила мускулов нужна

В Торе, как известно, нет ничего случайного и лишнего. Каждое слово, каждая буква и грамматическая форма несут глубокую смысловую, порой мистическую нагрузку. Даже порядок слов в перечислении может содержать интересную информацию.

Например, в конце раздела «Матот», где говорится о желании двух колен остаться в Заиорданье, меняется начальный порядок их имен: “И много скота было у сынов Реувена и у сынов Гада… И пришли сыны Гада и сыны Реувена, и сказали Моше…” (32:1-2).

Первый вариант перечисления — вначале Реувен, а потом Гад — кажется более логичным, поскольку Реувен был старшим сыном в семье Яакова. Комментатор Ибн Эзра (XII в.) объясняет, что во втором случае сыны Гада упомянуты раньше, поскольку им принадлежала инициатива в заселении Восточного берега Иордана.

“Баал а-турим” объясняет, что Гад опередил Реувена, потому что представители его колена были физически сильнее. Тела врагов, убитых ими на войне, выглядели особенно впечатляюще. “Гад… рвет мышцу и темя”, — сказано в конце книги “Дварим”, в разделе “Ве-зот а-браха”. А Раши добавляет: “Отсекает руку и голову одним ударом меча”.

В сегодняшнем разделе, начиная со стиха 25 главы 32, “бней Гад” всегда стоят впереди “бней Реувен”, что подтверждает их главенство: как инициаторов плана или, что более вероятно, как ударной силы в последующих завоевательных войнах против ханаанеев. По-видимому, Тора ценит в людях не только высокую духовность, но и простую физическую мощь — там, где она уместна.

Не судите об иудаизме по евреям

«И говорил Б-г, обращаясь к Моше: «Отомсти за сынов Израиля мидьянитянам, затем приобщишься ты к народу твоему. И сказал Моше народу: «Пусть выйдут из вас люди в ополчение, и пусть выступят они против Мидьяна, чтобы совершить мщение Б-га над Мидьяном» (31:1-3).

Один известный раввин стоял в очереди на таможенный досмотр в международном аэропорту. Перед ним ожидали проверки два таких же религиозных на вид молодых человека в черных костюмах и шляпах. Когда они подошли к стойке, таможенник спросил их, нет ли в их багаже каких-либо предметов, которые надо внести в декларацию для оплаты пошлины. «Нет, нет!» — ответил один из них довольно нервно.

Неизвестно, что насторожило чиновника, эта нервозность или что-нибудь другое, но он попросил их открыть чемоданы.

Через две-три минуты на стойке лежали тщательно упакованные бриллианты стоимостью не менее двух миллионов долларов. Молодые контрабандисты не знали, что сказать. Один из них разрыдался. Не только из-за того, что их схватили за руку, но и, вероятно, от стыда: ведь все кругом видели, как религиозные евреи совершают противоправное действие. Совершалось публичное осквернение Имени Б-га.

Молодых людей увели в служебную комнату, а таможенник обратил свой взор к следующему в очереди пассажиру – раввину: «Что вы хотите предъявить?»

— Ничего.

— Тогда откройте, пожалуйста, ваш чемодан.

— Господин чиновник, — ответил раввин, — я с удовольствием предъявлю вам все содержимое моего багажа, но заранее предупреждаю, что вы только зря теряете время.

— В самом деле? — губы таможенника скривились в ироничной улыбке. – А почему, позвольте спросить.

— Сэр, я ортодоксальный еврей, а Тора строго запрещает заниматься контрабандой.

— Любопытно, а те два религиозных джентльмена, они что, марсиане? — насмешливо спросил чиновник.

Раввин с достоинством ответил: «О каких религиозных джентльменах вы говорите? О тех, которые стояли передо мной? Они не религиозные евреи. Они обычные контрабандисты».

Недостойный поступок верующего еврея наносит ущерб целой вселенной. Ведь человек с кипой на голове – это международный посол еврейского народа. И мир судит по его действиям не только иудаизм, но Самого Основоположника иудаизма.

Все в этом мире создано во славу Творца. Когда еврей прославляет достойными поступками свой народ, он прославляет также и Того, Кто избрал нас среди других народов. Он прославляет весь сотворенный Б-гом мир. И наоборот, если он ведет себя недостойно, вред от его действий страшнее, чем последствия утечки нефти в море или авария на атомном реакторе.

Осквернение Имени Б-га, «хилуль Ашем», связано и с другой проблемой. Когда еврей видит или слышит, что кто-то другой ведет себя недостойно, он думает про себя: «Как можно такое делать? Я бы так не поступил ни за что на свете! Я ведь честный человек, и все мои ошибки – ерунда по сравнению с тем, что натворил тот тип. Нет, я действительно хороший человек, настоящий цадик».

Человеку труднее исправить свои недостатки, большие и малые, чем слетать в космос. Если мы хотим стать лучше, вытравить из себя пороки, мы должны, в первую очередь, осознать, что до идеала нам еще ох как далеко, и нам предстоит долгий путь к его вершинам.

Когда кто-то ведет себя безнравственно, мы невольно думаем, что мы сами никогда не опустимся до этого уровня, и значит, мы в полном порядке. А следовательно, работать над собой не надо. Такое заблуждение может иметь печальные последствия не только для нас, но и для всего мироздания.

Месть – благородное дело

В приведенном выше отрывке из недельного раздела Торы есть интересная аномалия. Вначале Б-г говорит Моше: «Отомсти за сынов Израиля мидьянитянам». Но уже в следующем стихе Моше велит евреям: «Пусть выйдут из вас люди в ополчение, … чтобы совершить мщение Б-га над Мидьяном».

Так кто же мстит? Б-г или евреи?

На самом деле, Б-г и еврейский народ составляют единое целое. Когда мы оскверняем свое доброе еврейское имя, в мире убавляется свет Б-жественной правды. А когда мы делаем что-то важное и доброе, мы приближаем весь мир к Б-гу.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора