В главе «Бехукотай» содержится фраза — ключ к пониманию современной истории (Ваикра, 26:42) «И вспомню я свой завет с Яаковом, а также завет с Ицхаком, и также завет с Авраамом вспомню, и вспомню Землю».
Обращает на себя внимание факт, что в этой фразе перечисление праотцев идет в обратном порядке — от самого позднего к самому раннему.
Один из современных комментаторов высказал очень глубокую идею, что в этой схеме заложена модель современного развития мира и роли еврейства в этом развитии. Идея этого комментария в следующем. От древности до окончания Второй мировой войны евреи по отношению к миру жили в «эпохе Яакова». С момента создания Государства Израиль до некого момента в будущем (включая сегодняшнее время) евреи живут в «эпохе Ицхака». И наше светлое будущее — «эпоха Авраама».
Суть этих эпох «извлекается» из рассказов Торы, в которых описывается, как праотцы взаимодействовали с окружением. Яаков конфликтовал с Эйсавом, Ицхак — с Ишмаэлем. Авраам жил в мире со всеми, был уважаем всеми и имел учеников из множества народов.
Конфликт Яакова и Эйсава (суть первого этапа) проявлялся в том, что евреи жившие в изгнании в христианских странах, испытывали мощный антисемитизм со стороны европейских народов («наследники» Эйсава). В конце концов кульминацией этого антисемитизма был Холокост. Считают мистики, что он ознаменовал собой конец первого этапа нашей схемы.
Ицхак жил всю жизнь (безвыездно) в Израиле и его оппонентом был Ишмаэль. Это иллюстрирует нынешнюю эпоху. Во-первых, было создано Государство Израиль, которое стало центром жизни евреев. И главные враги евреев в современном мире — потомки Ишмаэля (арабы).
Теперь добавим каббалистическое измерение в схему. Наши праотцы — Авраам, Ицхак и Яаков представляют три сфиры — хесед, гвура и тиферет.
Наши оппоненты — Ишмаэль и Эйсав представляют извращенные версии первых двух сфирот. Ишмаэль — это извращенный хесед, Эйсав — это извращенная гвура.
Это поможет нам объяснить суть двух первых этапов.
Гвура — это стремление к справедливости, в целом, праведное качество.
Что такое извращенная гвура? Это ситуация, когда человек или народ имеют извращенное понимание мира, но настаивают на справедливости внутри этой извращенной картины. В результате — получается несправедливое обвинение (гвура) в рамках несправедливой картины. Так, в христианскую эпоху евреев обвиняли, что они распяли Христа.
В Средние века евреев, которые соблюдали гигиену и поэтому меньше страдали от эпидемий, обвиняли, что это они организовывали эти эпидемии. Гитлер обвинял евреев, что они «навязали» миру понятие совести (и милосердия к слабым) и поэтому мешают «закону джунглей», по которому выживает сильнейший.
После Второй мировой войны возникла так называемая «эпоха постмодернизма». Согласно ее идеологии «политкорректности», никто не имеет права ни в чем никого обвинять.
Современный западный мир ушел в противоположный «крен».
Перейдем к сегодняшней эпохе противостояния Ицхака и Ишмаэля.
Что такое хесед? Это, во-первых, стремление к добру, а во-вторых, стремление к распространению вширь (к экспансии).
Как проявляется извращенный Хесед арабами? Во-первых, это отсутствие в нем гвуры. Гвура — это еще и структура, позволяющая строить технологичную цивилизацию. И мы видим, что арабы (без гвуры) так и не научились развивать прогресс в своих странах.
Во-вторых — это экспансия, но не ценностей, а своего присутствия. И мы видим, как в современном мире мусульмане массово расселяются и плодятся в странах Европы и Америки.
Извращенное добро — это в частности готовность посылать своих детей на роль шахидов (самоубийц с взрывчаткой).
А теперь — оптимистическая часть прогноза в рамках нашей схемы.
После эпохи противостояния Ицхак-Ишмаэль наступит эпоха Авраама. Авраам — был всеми уважаемым. Он нес учение о Едином Б-ге всем народам и имел множество учеников среди разных народов. Это означает, что главная роль еврейства — впереди. Мы сможем и должны трансформировать иудаизм из «религии для своих» в мудрость для всего человечества. Как сказано в Торе евреи — «свет для народов».
Мы будем обучать народы, как Авраам обучал своих учеников. И благодаря этому мы обретем уважение и почет среди всех народов, как Авраам.
Как сказано в Торе Аврааму: «Благословляющие тебя будут благословлены».
Желаю всем удостоиться жить в эту эпоху.