Еврейский интеллектуальный журнал с «правым уклоном» Commentary провёл на своих страницах интересный симпозиум: примут ли американские евреи точку зрения Обамы о том, что «Государство Израиль несёт частичную ответственность за потерю американской «крови и богатства» на Ближнем Востоке»? Продолжат ли евреи поддерживать Обаму и его партию в свете недружественной позиции администрации президента США к Израилю? Высказался 31 еврейский лидер: раввины, журналисты, интеллектуалы. Анализируя эти ответы, можно понять тенденции в общественной позиции американских евреев.
Я бы разделил высказанные мнения на три группы.
1. Либеральная позиция. Её занимают все три раввина не ортодоксальных направлений, участвовавших в симпозиуме. Так Джереми Калмановски в восторге от позиции администрации Обамы, ибо «не бывает истинной любви без критики». «Глупость (израильского руководства) ведёт к последствиям», поэтому Калмановски поддерживает «взвешенное дружеское… давление Обамы» на Израиль. Эрик Йоффе считает, что «президент Обама является другом Израиля», и «американские евреи приветствуют активную позицию своего правительства» относительно Израиля. Мнение, что Обама — друг Израиля (по опросам) разделяют 50% американских евреев. Их позицию, надо полагать, и представляют опрошенные раввины.
2. Либеральный реализм. Еврейские лидеры про-демократического направления, поддержавшие на выборах Обаму, озабочены. Так, директор Anti-Defamation League Абрахам Фоксман считает, что евреи ещё не пришли к определённым выводам, меняет ли фундаментально Обама природу американо-израильских отношений. В то же время он считает: делать центром переговоров вопрос о еврейских поселениях было «ужасной ошибкой» президента. Решительнее настроен другой еврейский лидер Кеннет Белкин. На основании «скандала Байдена» Белкин считает, что «битва за Иерусалим уже началась». Он обвиняет Обаму, что в речи того в Каире в июне 2009 года Обама отказался признать историческую связь еврейского народа с Землёй Израиля. А без этого исчезает право евреев иметь на этой земле своё государство.
Озабочен политикой Обамы и гарвардский профессор права Алан Дершовиц, считавший Обаму перед выборами «среди самых верных друзей Израиля». Профессора волнует, что у Америки «нет реальной политики, которая предотвратила бы создание Ираном атомной бомбы. Вместо этого администрация президента движется в сторону политики «сдерживания», которая политикой вообще не является, а есть всего лишь замаскированное признание провала».
Среди поддерживавших Обаму на президентских выборах резче других критикует его ближневосточную политику бывший мэр Нью-Йорка Эд Коч. Он обвиняет президента, что тот «снижает статус и значение американо-израильского альянса и переориентирует американскую внешнюю политику в проарабском направлении». Коч пишет о «явном желании президента выжать из Израиля уступки, которые подорвут его безопасность». Всё же в конце, как положено либералу, Коч повторяет мантру о существующих «бок о бок» Израиле и «Палестинском государстве», будто само создание такого «государства» не несёт смертельной опасности Израилю. И вообще, от этих авторов симпозиума, много сделавших для победы Обамы на выборах, можно было бы ожидать слова раскаяния.
3. Правоориенти-рованная позиция. В словах этих авторов немало горечи. Прежде всего потому, что «Обама демонстрирует высокомерие и силу с друзьями Америки, и в то же время просит милости у наших врагов», пишет Моррис Амитай, бывший директор AIPAC. «Ни один американский президент не входил ещё в Белый дом с таким количеством неверных идей о Ближнем Востоке», поддерживает его Мартин Kрамер. Журналист Джонатан Гурвич считает, что Обама старается улучшить отношения с мусульманским миром за счёт конфронтации с Израилем. «Этот президент хочет быть особенно любимым в мусульманском мире», – мнение радиокомментатора Денниса Прагера. Однако Даниел Пайпс, директор Ближневосточного форума видит во всём этом и положительную сторону: «Израиль делает больше непоправимых ошибок, когда его отношения с США тёплые и прочные». Под непоправимыми ошибками Пайпс имеет в виду, очевидно, Ословский договор и уход из Газы.
Второй объект критики – сами евреи, их леволиберальный уклон. «Удивительна извращённая тенденция евреев голосовать против своих собственных интересов», — огорчается профессор педиатрии и психологии Джонатан Келлерман. «Грустно, что американская еврейская община настолько лишена политической мудрости», — сетует издатель Weekly Standard Вильям Кристол. На следующих выборах большинство евреев найдёт для себя оправдание (например, что республиканский кандидат в вице-президенты недостаточно поддерживает право на аборты), чтобы вновь проголосовать за Обаму, считает занимавший высокие посты в администрации Буша-младшего Эллиот Абрахамс. «Израиль просто далеко не важнейший вопрос для них», — предполагает Абрахамс.
Трое отвечавших независимо друг от друга одинаково шутят: перефразируя известные слова госсекретаря в администрации Буша-старшего Джеймса Бейкера «F… the Jews. Они всё равно за нас не голосуют», Обама может сказать: «F… the Jews. Они всё равно за нас проголосуют».
Но американские евреи не монолитны. Поскольку «Земля Израиля – это сущностная часть иудаизма, практикуемого целиком, и … война мусульманского мира против Израиля, это по сути религиозный конфликт», как пишет Келлерман, то «наиболее религиозный элемент еврейской общины – ортодоксы – не отказываются от ясного различения между добром и злом и голосуют в подавляющем большинстве против Обамы», заключает радиокомментатор Михаэл Медведь. Другая группа диссидентов в американской еврейской общине – это мы. «Еврейские иммигранты из России, которых я знаю в Бостоне, не голосуют за наиболее либеральных членов сената. Моя вера в будущее демократии связана с ними», — заявила гарвардский профессор Руфь Вайс.
К сожалению, евреи США еще не оценили опасность, которую им несет Президент Обама и пестуемые им исламисты. Евреи Германии тоже не верили, что Гитлер готовит «индустриальные» методы их уничтожения, за что и поплатились. США и Англия препятствовали их спасению. С ликвидацией Израиля исчезнет место на земле, где евреи могут рассчитывать на приют.