Как реагировать на оскорбления

Что делать, когда вы слышите критику в свой адрес?

Вы, конечно же, не хотите разжигать ссоры, обещаете себе не отвечать на оскорбления. Однако услышав обидное слово, теряете контроль и, «возвращая огонь», усугубляете конфликт.

— Почему я опять сорвался? – сожалеете вы потом…

— Как реагировать на оскорбления? – спрашивает раввин и доктор Авраам Тверский, приводя в своей книге «Сотворим человека» (с. 191) поучительный диалог.

— Я больше не могу терпеть критики мужа, который упрекает меня в том, что я плохая мать и жена, –со слезами на глазах жаловалась пациентка доктору Тверскому. Несколько месяцев назад доктор вылечил ее от тяжелой болезни, которая мешала ей в прошлом выполнять свои обязанности в семье.

— На вашем лице уродливый шрам, – неожиданно произнес доктор.

— Что вы сказали?

— Шрам на вашем лице выглядит безобразно!

— У меня нет шрама.

— Вы обиделись?

— Нет, я удивилась.

— Вы не обиделись, потому что почувствовали, что в моих словах нет даже доли правды, — объяснил рав Тверский. – Конечно, неприятные замечания всегда раздражают. Если вы знаете, что выдвинутые против вас обвинения беспочвенны, они больно не задевают. Если слова мужа ранят вас, значит, в глубине души вы чувствуете, что его упреки справедливы. Ведь в последнее время вы не могли полноценно выполнять своих обязанностей в семье. Тем не менее принимая во внимание вашу болезнь, вы делали все, чтобы быть хорошей матерью и женой. Поэтому вам не следует обижаться…

Чем ниже самооценка, тем болезненнее воспринимается критика в свой адрес. Страдающий комплексом неполноценности воспринимает упреки как личные оскорбления и, теряя над собой контроль, «возвращает» неприятные слова оппоненту. Чем выше самооценка человека, тем труднее вывести его из себя. Не отвечая оскорблением на оскорбление, мы проявляем не слабость, а силу.

«Скромен тот, кто молча терпит унижение, — пишет автор «Архот цадиким», приводя слова мудрецов о том, что «самый скромный из всех живущих на земле людей» Моисей смолчал, когда Мирьям упрекала его в присутствии Аарона (Бамидбар, 12; 1-3).

«Унижаемые, но не унижающие, оскорбляемые, но не отвечающие на оскорбления, с любовью творящие добро и с верой принимающие страдания, — о них сказано: «… любящие (Всевышнего) будут подобны солнцу, которое восходит во всей силе своей (Шофтим, 5:31), приводит «Архот цадиким» слова Талмуда (Шаббат, 88).

Почему «скромнейший из людей Моисей» был одновременно величайшим пророком? Потому что настоящая скромность – это признак величия, выражение чувства собственного достоинства! Не следует путать скромность с парализующим ощущением собственной неполноценности, которое выражается в гордыне, стремлении возвысить себя, унижая других.

Осознание своих сил и достоинств вдохновляет человека на реализацию его потенциала и одновременно придает ему ощущение скромности, ведь в жизни очень многого нужно достичь.

Не несмотря, а благодаря своей скромности Моисей бесстрашно вступил в бой с Фараоном, упрекал весь еврейский народ за грех золотого тельца. Благодаря своей скромности Моисей нашел в себе силы промолчать, не отвечая на обидные слова Мирьям.

Моисей не только не ответил на обвинения Мирьям, но и молился о ее выздоровлении, когда она, в наказание за свои слова, заболела проказой. Это стало уроком для всех нас, заключает рав Зелиг Плискин в своей книге «Love Your Neighbor (c. 345)», цитируя Ралбага (рабби Леви бен Гершон, 1288 – 1344 гг.): «Если кто-то действовал против тебя и был за это наказан, ты должен сделать все, чтобы ему помочь»…

Лишь скромный обладает силой воспринимать слова критики, извлекая из них столь необходимое для исправления конструктивное зерно. Друзья зачастую боятся сказать человеку правду, но обладающий великой скромностью и великой силой царь Давид был готов выслушать критику недругов: «Своими ушами слышу я желающих мне зла» (Псалмы 92:12)…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

3 комментариев к “Как реагировать на оскорбления

  1. Всё свалено в одну кучу. Непонятно, как можно читать и этого не замечать.
    Ярким примером тому является последнее предложение.
    В первой его части прослеживается мысль, что критика — вещь конструктивная,
    и друзья не должны бояться критиковать Ведь на то они и друзья, чтобы говорить правду.
    А заканчивается предложение иначе: критикуют те, кто желают зла, так не зря считал мудрейший \»наш царь Соломон\».
    Теперь по сути всего текста.
    Если человек действительно болен ( а не манипулирует окружающими, потому, что он попросту лодырь ),
    то, конечно же он в праве рассчитывать на сочувствие, заботу и помощь близких, и они сделают всё от них зависящее, а иначе какие же это близкие? И кто же станет критиковать больного и слабого?
    Но разрешено критиковать, увещевать, и даже позорить того, кто своими действиями открыто позорит сам себя.
    Ведь бывает так, что липкий, противный страх просачивается человеку в мозг, овладевает каждой клеточкой и начинает руководить его действиями, полностью подчиняя его себе. И под действием этой могучей силы человек этот совершает подлость или предательство. Но плохим не нравится быть никому.И человек ищет себе оправдания. Ищет-ищет, наконец находит.
    Успокаивается. Что же происходит дальше? А дальше он готов к новому предательству, потому что тот, кто совершил подлость один раз, совершит и во второй, и в третий.

    Почему человек не отвечает на критику? Тут есть несколько причин:
    1) Всё тот же страх. Например, когда критикует начальник или тот, от кого этот человек каким-то образом зависит.
    Большинство предпочитает смолчать, рассуждая так: \» Лучше не связываться — себе дороже\».
    2) Человек понимает, что всё, что говорят — правда. И гораздо удобнее, сделать вид, что не слышишь или что тебя это не касается
    и т.д.

    Думаю, что реагирует человек или нет на критику ни коим образом не связанно с тем, обладает он человеческим достоинством или нет. Эти понятия существуют \»как бы параллельно\»
    Кто же такой : человек, обладающий достоинством?
    На мой взгляд, это тот, кто
    а) не боится сказать в глаза то, что думает ( это вовсе не значит, что надо каждому встречному-поперечному \»резать правду-матку в глаза, потому что хотелось бы, чтобы человек был ещё умным и добрым, а посему, мужчина не должен обижать женщину, более сильный и облачённый властью — более слабого, взрослый — ребёнка, ну и т.д.)
    б) не заискивает и не либезит ни перед кем
    в) выполняет обещания, т.е. имеет на неделе всего одну пятницу, а не семь.
    Одним словом, это человек, который живёт ПО УМУ И ПО СОВЕСТИ.

  2. Хороший пример нездоровой критики. Не по существу, с объвинениями.
    \»Но разрешено критиковать, увещевать, и даже позорить того, кто своими действиями открыто позорит сам себя\» тогда почему же Елена не критикует МАК и рава Лайтмана? (моя больная тема) Да, кто ей даст!?
    Елена сама подтверждает правоту рава и показывает дополнительную причину и способ невосприятия критики.
    \»И гораздо удобнее, сделать вид, что не слышишь или что тебя это не касается и т.д.\»
    и \»Лишь скромный обладает силой воспринимать слова критики, извлекая из них столь необходимое для исправления конструктивное зерно.\»

  3. КОММЕНТАТОРАМ:
    Будешь говорить недуховному о духовном — покажешься смешным.
    АВТОРУ — спасибо!

Обсуждение закрыто.