Поворотный пункт в истории Европы

23 августа 1939 года в Москву прибывает германская делегация во главе с министром иностранных дел Риббентропом. Подпи-сывается «советско-германский пакт о ненападении», вошедший в историю как «пакт Молотова-Риббент-ропа».

Пакт включал «секретные протоколы». Инициатива их появления исходила от Сталина. Переводчик В. Н. Павлов вспоминает: «Сталин вдруг сказал: «К этому договору необходимы дополнительные соглашения, о которых мы ничего нигде публиковать не будем» (Александр Пронин «Советско-германский договор о ненападении». В книге “Правда Виктора Суворова…” М., “Яуза-Пресс”, 2009).

В своем последнем слове на Нюрнбергском процессе (1946 г.) Риббентроп сказал: «… Когда я приехал в Москву в 1939 г. к маршалу Сталину, он обсуждал со мной не возможность мирного урегулирования германо-польского конфликта в рамках пакта Бриана-Келлога, а дал понять, что если он не получит половины Польши и Прибалтийские страны еще без Литвы с портом Либава, то я могу сразу же вылетать назад» (там же).

В ходе беседы с Риббентропом Сталин сказал: “Мы не можем позволить себе, чтобы Германия (этот “ледокол будущей революции” — С. Д.) проиграла”. Поэтому 18 октября, выступая в Берлине, Риббентроп говорил: “Советский Союз заинтересован в существовании сильной Германии. Советский Союз поэтому не может одобрить действия западных держав, создающих условия для ослабления Германии и ставящих ее в тяжелое положение”. (“СССР-Германия, 1939 – 1941 гг. Сборник документов.” Вильнюс, “Мокслав”, 1989, т. 2).

30 сентября 1939 г. советские газеты опубликовали текст заявления министра иностранных дел Германии Иоахима Риббентропа:

“Мое пребывание в Москве опять было кратким, к сожалению, слишком кратким. В следующий раз я надеюсь пробыть здесь больше. Тем не менее мы хорошо использовали эти два дня. Было выяснено следующее:

1. Германо-советская дружба теперь установлена окончательно.

2. Обе стороны никогда не допустят вмешательство третьих держав в восточноевропейские вопросы.

3. Оба государства желают, чтобы мир был восстановлен и чтобы Англия и Франция прекратили абсолютно бессмысленную и бесперспективную борьбу против Германии.

4. Если, однако, в этих странах возьмут верх поджигатели войны, то Германия и СССР будут знать, как ответить на это.

27 сентября 1940 года был заключен “Тройственный союз”: Рим – Берлин – Токио. “Великий стратег” решил принять в нём участие. Не иначе как вспомнил слова убитого им маршала Тухачевского, сказанные в 1933 году офицерам Рейхсвера на приеме у германского посла в Москве: “Не забывайте, что нас разделяет наша политика, а не наши чувства, чувства дружбы Красной Армии к Рейхсверу. И всегда думайте вот о чем: вы и мы, Германия и СССР, можем диктовать свои условия всему миру, если будем вместе”. И, вспомнив, он посылает Молотова в Берлин на встречу с Гитлером 12 – 13 ноября 1940 года с целью создания “оси Рим-Берлин-Москва-Токио”, испросив за свое участие Босфор и Дарданеллы – выход из Черного моря в Атлантический океан.

Марк Солонин (“Фальшивая история Великой войны”. М., “Яуза”, “Эксмо”, 2009) пишет, что в Архиве президента России (АП РФ ф. 3, оп. 64, д. 675, л. 108) сохранился машинописный текст советских условий создания “союза четырех держав”, да еще и с собственноручной пометкой Молотова: “Передано г. Шуленбургу (послу Германии в СССР – С. Д.) мною 25 ноября 1940 г.”. И подпись: В. Молотов.

Он приводит текст со ссылкой на сборник “1941 год. Документы”, Книга 1”:

“СССР согласен принять в основном проект пакта четырех держав об их политическом сотрудничестве и экономической взаимопомощи, изложенный г. Риббентропом в его беседе с В. М. Молотовым в Берлине 13 ноября 1940 года и состоящий из 4 пунктов, при следующих условиях:

1. Если германские войска будут теперь же выведены из Финляндии, представляющей сферу влияния СССР, согласно советско-германского соглашения 1939 года, причем СССР обязывается обеспечить мирные отношения с Финляндией, а также экономические интересы Германии в Финляндии (вывоз леса, никеля).

2. Если в ближайшие месяцы будет обеспечена безопасность СССР в Проливах путем заключения пакта взаимопомощи между СССР и Болгарией, находящейся по своему географическому положению в сфере безопасности черноморских границ СССР, и организации военной и военно-морской базы СССР в районе Босфора и Дарданелл на началах долгосрочной аренды.

3. Если центром тяжести аспирации (стремления – С. Д.) СССР будет признан район к югу от Батума и Баку в общем направлении к Персидскому заливу.

4. Если Япония откажется от своих концессионных прав по углю и нефти на Северном Сахалине на условиях справедливой компенсации.”

Однако видя, как бездарно Красная Армия провела в 1939 – 40 годах войну против Финляндии, Гитлер отказался от такого союзника и более того, еще 21 июля 1940 года отдал приказ о разработке плана краткосрочной войны против СССР. “План Барбаросса” был им утвержден 18 декабря 1940 года. Первая фраза плана гласила: “Германские вооруженные силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании еще до того как будет закончена война против Англии”. И далее: “Конечной целью операции является создание заградительного барьера против азиатской России по общей линии Волга – Архангельск”.

Продолжение следует

Опубликовал: Соломон ДИНКЕВИЧ

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “Поворотный пункт в истории Европы

  1. Пакт-действительно поворотный пункт истории. Спасибо за ссылки.Но в остальном…Небрежно
    набранный текст,легковесность,ссылки на ничем не подтвержденные документы… Если есть время и желание, посмотрите,пожалуйста, в
    Самиздате Мошкова-Тульчинский:\»Невероятно,
    но Пакт.\» Ваше мнение?

Обсуждение закрыто.