Машиах – в нашем поколении

«Бегар»

Тора повелевает прекращать сельскохозяйственные работы в Эрец-Исраэль каждый седьмой год («шмита»). Через семь таких семилетних циклов, в пятидесятый год наступает «йовель», юбилей. О его приходе возвещают трубные звуки шофара в Йом-Кипур. В этот год также нельзя обрабатывать землю. Б-г обещает евреям изобильные урожаи в канун «шмиты» и «йовеля», чтобы обеспечить их нужды на весь период простоя. В юбилейный год все еврейские рабы выходят на свободу, а купленные земли возвращаются прежним владельцам для сохранения изначального раздела Эрец-Исраэль среди колен. Запрещено давать еврейскому рабу унизительную, бессмысленную и изнурительную работу; его нельзя продавать на невольничьем рынке. Труд раба оценивается по времени, оставшемуся до его освобождения. По такому же принципу, с учетом оставшихся до «йовеля» лет, рассчитывается и стоимость земли. Человек, продавший наследный удел, имеет право выкупить его через два года. Срок выкупа домов в городах, обнесенных крепостной стеной, ограничен одним годом. Города левитов, служителей Храма, закреплены за ними навечно. Евреям запрещено брать и получать друг у друга проценты с денежных и вещевых займов. Родственники обязаны выкупить еврея, попавшего в долговое рабство.

«Бехукотай»

В этом завершающем разделе книги «Ваикра» Б-г обещает евреям процветание, если они будут выполнять все заповеди Торы. В противном случае их ждут страшные кары. Детально описаны несчастья, которые обрушатся на сынов Израиля, лишенных Б-жественной защиты. Эти наказания, цель которых – побудить евреев к возвращению на путь Торы, будут происходить в семь этапов, один тяжелее другого. В конце раздела описан порядок посвящения по обету «арахин», когда еврей обязуется принести в Храм денежный эквивалент своей «рыночной» стоимости, стоимости своего скота, дома или другой собственности.

“И если пришелец или поселенец твой станет над тобой… а брат твой (еврей) будет продан…, то после продажи следует выкупить его… по мере этих лет (считая от времени продажи) возвращает он выкуп за себя… Если же он не выкупится таким образом, в юбилейный год отойдет сам и дети его с ним” (25:47-54).

Из этого отрывка мы учим, говорил Хафец-Хаим, что, несмотря на долгий галут, евреи не должны отчаиваться: спасение грядет. И не стоит удивляться тому, что именно наше поколение, чья связь с Торой значительно ослабла, удостоится встретить Машиаха, в то время как предыдущие поколения, лучше соблюдавшие заповеди и хранившие верность Б-гу, не получили такой возможности.

Известно, что Б-г отправил еврейский народ в изгнание за его грехи. Известно также, что у всех предыдущих изгнаний был определенный срок: в Египте евреям предстояло провести 400 лет, в Вавилоне – 70. Нет сомнений, продолжает Хафец-Хаим, что у нынешнего галута, называемого “галут Эдом”, тоже есть своя максимальная протяженность, в конце которой евреи будут очищены от грехов, из-за которых они оказались в рассеянии.

Хотя срок галута может быть сокращен, как случилось в Египте: евреи вышли на свободу через 210 лет, — нынешнее изгнание нам, по-видимому, придется пройти до конца. Чтобы удостоиться спасения в его начале, нам потребовалось бы много заслуг, подобно еврейскому “наемнику”, которому для выхода на свободу пришлось бы вернуть все деньги, полученные им авансом за предстоящий шестилетний труд.

А если он захочет выйти на волю в середине отведенного ему срока, ему придется выложить хозяину половину всей суммы за оставшиеся годы, которые он не будет работать на него.

Так же и с еврейским народом. Если ему не хватает заслуг, чтобы заранее расплатиться с Б-гом за досрочное спасение, он должен терпеливо ждать конца, и тогда он, подобно еврею-наемнику, получит свободу, не заплатив ни копейки.

Именно в такой ситуации оказался еврейский народ в нашу эпоху, заключает Хафец-Хаим. На его предыдущих этапах нам не хватало заслуг для досрочного “выкупа”. Теперь подходит конечный срок, и хотя заслуг у нас еще меньше, чем прежде, спасение не может быть отменено: оно придет “бесплатно”.

Более того, недостаток заслуг будет компенсирован теми тяжкими страданиями, которые мы перенесли в долгие столетия рабства у Эдома, особенно, на заключительном этапе. Эти муки и боль окончательно сотрут наш долг перед Всевышним. Поэтому мы должны верить, что “юбилейный год” уже наступил, Машиах стоит на пороге и вот-вот постучится в наши двери.

Это наш Б-г

“Но при всем этом, когда будут они в стране врагов своих, не станут они мне отвратительны, и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, чтобы нарушить союз Мой с ними, ибо Я – Г-сподь Б-г их” (26:44).

Руководителя одной из ведущих еврейских организаций Америки спросили в газетном интервью, как он относится к смешанным бракам. Он сказал, что побывал недавно на брачной церемонии, которую вели “еврейский священник” и католический пастор. “Красивей свадьбы я не видывал”, — восторженно сообщил этот еврейский лидер, и дальше стал говорить о том, как важно принять в еврейскую среду невесту-нееврейку. Ведь смешанные браки – объективная неизбежность, зачем же упрямиться?

В самом деле, зачем упрямиться? Иудаизм тривиален. Иудаизм устарел, и поэтому должен приспосабливаться к новым реалиям. Дорогу прогрессу!

Рабби Меир Симха из Двинска писал в своей фундаментальном труде “Мешех хохма”, что всякий раз, когда евреи оказываются в изгнании, будь то Вавилон, Северная Африка, Испания, Германия или Восточная Европа (Америка тоже может быть включена в этот список), они стремятся воссоздать то общество и те институты, которые оставили на своей прежней родине. Евреи – трудолюбивый народ. Они быстро обустраиваются на новом месте, создают центры еврейской учености и достигают новых высот знаний, хотя им трудно равняться с духовными достижениями своих славных предков.

Однако евреи никогда не ограничивались рамками внутриобщинной жизни. Они активно проникали в культурную среду коренных народов и очень скоро занимали в ней видные места, преуспевали в промышленности, торговле и искусстве.

Тесный контакт с местной культурой неизбежно вел к ассимиляции и смешанным бракам. Перед еврейской общиной нависала угроза растворения и исчезновения.

Чтобы предотвратить эту опасность, Высший Разум принимал решение отправить евреев в новое изгнание, отбросить их к первоначальному состоянию неустроенности и отчужденности, заставить их снова и на новом месте строить инфраструктуру еврейской жизни.

“Но при всем этом, когда будут они в стране врагов своих, не станут они мне отвратительны, и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, чтобы нарушить союз Мой с ними, ибо Я – Г-сподь Б-г их”.

Всевышний говорит евреям, что Он “возгнушался” ими и отправил их в “страну врагов” не потому, что расторг Свой договор с ними и решил их уничтожить. Наоборот, Он сделал это для того, чтобы сохранить свой избранный народ.

Потому что Он – наш Б-г, и всегда будет нашим Б-гом. Мы сами ставим Его в такое положение: ломаем установленные Им границы, в результате чего изгнание и преследования становятся единственным путем к нашему выживанию. Ведь как бы ни складывались исторические обстоятельства, Всевышний не допустит исчезновения своего народа.

Когда еврейский лидер Америки рекламирует через прессу смешанные браки, не навлекает ли он на своих хорошо обустроенных соплеменников новый взрыв антисемитизма и новое изгнание?

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора