Многих знакомящихся с иудаизмом удивляет странная процедура «продажи хамца». Для непривычного взгляда это выглядит смесью игры и самообмана. Кто-то со стороны думает: «Как это так, человек оставляет в своем кухонном шкафу весь хамец, выписывает какую-то бумажку, и всем рассказывает, что он избавился от хамца». Как понять это? Или еврейские мудрецы играли в детские игры, или мы что-то недопонимаем.
Развернем ситуацию по порядку.
Одним из ключевых механизмов в нашей жизни является механизм владения (или собственности). Когда человек владеет вещью, это вызывает к жизни целый комплекс не только юридических, но и психологических факторов.
Рассмотрим для примера некоторые из них.
Есть «престижное владение». Когда человек покупает дорогую машину или коллекционный предмет, его наполняет чувство гордости и целый «букет» чувств, повышающих самооценку.
Есть «беспокойное владение». Когда у нас хранится что-то ценное, которое может пострадать, потеряться или быть украденным, то в нас всплывает беспокойство, отравляющее нашу жизнь.
Если мы владеем вещью (или живым существом), которая может навредить (например, «злая собака»), то мы должны быть бдительными, чтобы предотвратить возможный ущерб с нашей стороны. Эти аспекты могут пересекаться, создавая причудливые комбинации гордости, беспокойства, бдительности и других эмоций.
Мы видим, что владение — это не только внешний процесс. Множество эмоций и даже страстей может кипеть в человеке. Еще важно отметить, что советская власть сильно нарушила наше сознательное отношение к собственности. Все помнят фразы: «Все вокруг колхозное, все вокруг мое», «Что охраняешь, то имеешь» и т. д. Поэтому у нас постсоветская «тяжелая наследственность», и нам не всегда легко прочувствовать серьезность внутренних аспектов владения.
С другой стороны, еще одним ключевым фактором в нашей жизни является искренность. И снова важно подчеркнуть, что советская власть подорвала в нас это качество. Человек в Союзе приучался «думать одно, говорить другое, а делать третье».
В чем суть процедуры «продажа хамца»?
В принципе лучше всего хамец «уничтожить»: съесть, выпить, подарить или выбросить. Но когда запасы хамца у нас велики, мы имеем возможность сделать следующее.
Наша задача — научиться искренности и внутреннему отказу от владения вещью.
Когда мы подписываем бумагу о «продаже хамца», мы должны для себя искренне решить, что тот хамец, который мы продали (спрятав в ящик), он уже не является нашим. Мы внутренне отказались от прав на него.
Кому-то это кажется игрой, но на самом деле — это замечательное психологическое упражнение.
Мы можем его даже усовершенствовать. Представьте себе, что к вам заходит тот самый нееврей, которому вы продали хамец и хочет его забрать. Вы должны почувствовать полную готовность это сделать. Т. е. мы с вами учимся важнейшему качеству «непривязанности».
Кстати, много лет назад я однажды неправильно продал хамец, и когда в Песах я об этом узнал, я должен был его просто выбросить.
Помню, что даже обрадовался этой ситуации. Я должен был спокойно и искренне вынести продукты из дома, понимая, что моя «непривязанность» должна быть подлинной и искренней.
Настоящее искусство еврейской жизни состоит именно в развитии внутренних чувств. И подлинная привязанность может развиться, когда мы сначала научимся быть «непривязанными».
Подобная практика тренируется нами и в Шаббат. Мы «отвязываемся» от назойливых будничных дел, которые стремятся захватить целиком наше внимание. И благодаря этому чувствуем себя большими хозяевами своего внутреннего мира. Это особенно важно в современном мире, где виртуальные и другие технологические процессы вторгаются в наше сознание и подсознание, «подминая» его. Тренируясь в выполнении различных заповедей, мы становимся более «вооруженными» против многочисленных «незваных гостей».
И что особенно важно для нас, проживших значительную часть жизни в Союзе: мы можем постепенно восстановить свое правильное отношение к собственности, развить чувство искренности и помочь это сделать нашим близким.
Опубликовал: