Кончается Пасхальный седер. Вы устало откинулись на спинку стула: голова кружится от четырех бокалов вина, а в желудке камнем давит наспех пережеванная маца – «месть фараона». Время – за полночь, глаза слипаются. И тут до вас доносится незатейливая песенка: «Отец козленочка купил, два целых зуза заплатил. Козлик, козлик». Причем здесь козлик? Какое отношение он имеет к седеру и вообще к Песах? Оказывается, имеет. Причем не только, чтобы развлечь детей и не дать им заснуть за столом. В популярной пасхальной песенке «Хад гадья» скрыт глубокий смысл. Написанная на арамейском языке и включенная в Агаду, по-видимому, в конце XVI века, она аллегорически прослеживает всю мировую историю.
Но вначале перескажем ее простой «детский» текст.
Отец купил козленка за два зуза (зуз — серебряная монета весом 4,8 грамма).
Пришла дикая кошка и съела козленка,
которого купил отец за два зуза.
Пришла собака и загрызла кошку, которая съела козленка, которого купил отец…
Пришла палка, и забила собаку…
Пришел огонь и сжег палку…
Пришла вода и погасила огонь…
Пришел бык и выпил воду…
Пришел мясник, и зарезал быка…
Пришел ангел смерти и убил мясника…
Пришел Б-г и поразил ангела смерти…
Козлик, козлик.
Комментаторы учат, что эти десять куплетов «Хад гадья» соответствуют десяти царствам, которые правили и еще будут править от зарождения мира до его конца. Вот эти царства в хронологическом порядке:
Б-г перед Сотворением мира;
Вавилон, возглавляемый царем Нимродом;
Египет;
Израиль до разрушения Первого Храма;
Вавилон, возглавляемый Навуходоносором;
Персия и Мидия;
Греция и Македония;
Рим;
Машиах;
Б-г в гордом одиночестве.
До начала всего сущего Б-г был единственным владыкой. Ему принадлежало первое царство. Козленок – это Авраам-авину, которого «отец» (Б-г) «приобрел» за два зуза. Когда вы что-то покупаете, это значит, что уплаченные вами деньги равноценны приобретенной вещи. Авраам был равен «стоимости» двух зузов – неба и земли, всего Творения, потому что именно он впервые открыл и признал Творца. Авраам был столпом Творения и его символом. Недаром он считается основоположником всех трех монотеистических религий.
«Пришла дикая кошка и съела козленка…»
Кошка называется здесь «шунра». Вторым царством стал Вавилон. Вавилонская башня, которую строил царь Нимрод, находилась в долине Шинар. На святом языке это название может означать: «сонэ ра», злобный ненавистник. Нимрод ненавидел Б-га и еще больше – Его посланника на земле Авраама. Нимрод бросил Авраама в огненную печь, но случилось чудо: Авраам вышел живым из печи, после чего стал совершенно другим человеком.
«Пришла собака и загрызла кошку…»
Известна поговорка: «Как пес возвращается на место, где его стошнило, так и глупый повторяет свою глупость». Ярким примером такого глупца был фараон, правитель Египта. Несмотря на казни, постигавшие его страну, он продолжал упрямиться – не отпускал евреев. «Калба», собака, символизирует третье царство – Египетскую империю, которая «загрызла» вавилонскую «кошку». Египет затмил Вавилон, хотя между ними не было прямой военной конфронтации. Поэтому собака только «загрызла», но не «съела» кошку.
«Пришла палка и забила собаку…»
Палка – это посох Б-га, которым Моше «бил» упрямых египтян. По его воле посох превратился в змею и проглотил все посохи египетских чародеев. Моше простер свой посох над Нилом, превратив речную воду в кровь. Посох, сломивший могущество фараона, символизирует четвертое царство – царство Израиля. Придя в Эрец-Исраэль и построив Храм, еврейский народ стал жить спокойно под посохом – царским скипетром Иегуды. Но затем пришел огонь…
«Пришел огонь и сжег палку…»
Когда евреи отошли от Торы и предались грехам, с неба ударил огонь. Огненный лев прожег завесу, отделявшую внутреннее помещение Храма от Святая святых. На земле этот огненный лев принял образ Вавилонского царя Навуходоносора, который сжег скипетр Иегуды. Вавилон стал орудием Б-жественного правосудия, покаравшего избранный народ. Навуходоносор спалил дотла Иерусалимский храм и увел евреев в рабство. Огонь страшен, но только не для воды.
«Пришла вода и погасила огонь…»
Могущество шестого царства – Персии и Мидии — переливалось через край, как морские воды во время прилива. Эти воды «погасили» Вавилон. Пророк Иермиягу сравнивал Мидию с бурным потоком: «Их голоса ревут, как море». Впрочем, этого «рева» хватило ненадолго…
«Пришел бык и выпил воду…»
Таурус, бык – астрологическая сила, управляющая судьбой Греции. В еврейской философии Греция ассоциируются с духовным мраком, как сказано во втором стихе Пятикнижия: «И земля была пуста и нестройна, и тьма покрывала бездну». Греки пытались набросить пелену мрака на глаза евреев. Они утверждали, что мы утратили связь с Творцом из-за греха поклонения Золотому тельцу, сыну быка. Они говорили: «Напишите на бычьем роге, что нет вам доли у Б-га Израиля». Этот бык Греции и Македонии «слизал» воду Персии-Мидии.
«Пришел мясник, и зарезал быка…»
Греческий бык пал от рук римского мясника. Ни одна другая нация не пролила так много крови, как Рим. Царство, основанное Ромулом и Ремом, духовными преемниками Эсава, который появился на свет «красным и мохнатым, как плащ пастуха», поклонялось богу войны Марсу. Красный цвет стал господствующим в символике многих стран-преемниц Римской империи. Рим символизирует власть материализма. Он вобрал в себя все достижения физического мира и высокомерно отверг духовность. Мы до сих пор находимся под влиянием римской культуры.
«Пришел ангел смерти
и убил мясника…»
Перед эпохой Машиаха мир будет охвачен смятением. Естественный порядок вещей перевернется. В Талмуде сказано, что старики будут кланяться молодым; уродство объявят красотой, а подлинную красоту отвергнут; варварство станет эталоном культуры, а над истинной культурой будут насмехаться. Стяжательство и страсть к материальным накоплениям будут непрерывно усиливаться. В конце концов, «общество потребления» разовьет такие аппетиты, что не сможет их удовлетворять. Так в недрах римской цивилизации зародится «ангел смерти», и он начнет крушить кровавого «мясника». Но именно из этой гниющей среды пробьется «росток Давида». Над землей пронесутся три мировые войны, которые окончательно сотрут грань между добром и злом. А затем возникнет царство Машиаха.
«Отнимет Б-г у смерти меч,
спешивший мясника упечь,
что на убой вола обрек,
который выпил ручеек,
гасивший яркий огонек,
тот самый, что дубинку сжег,
свалившую ту псину с ног,
за то, что на кота насел,
который козлика заел».
В конце дней Всевышний удалит из людских сердец духовный яд и уничтожит мировое зло – «ангела смерти». Как говорил пророк Иешаягу, люди разучатся воевать. Б-г сотрет слезы с каждого лица и вернет себе Царскую мантию. Круг замкнется. В мире воцарятся счастье и гармония.
«Хад гадья, хад гадья!» Смешная детская песенка в конце Седера. Простая рифмовка, отгоняющая сон. Но как много в ней смысла: вся панорама мировой истории, от края до края.