В последнем номере Handelsblatt опубликовано интервью с бывшим главой когда-то крупнейшей нефтедобывающей компании ЮКОС Михаилом Ходорковским. Сидя в тюрьме, он может общаться с журналистами только через адвокатов, поэтому ответы на вопросы он давал в письменном виде.
Вначале Ходорковский изложил свое видение предъявленного ему нового обвинения в сочетании с прежним, по которому он отбывает свой срок. “Если компания, согласно обвинению, утаила налоги, меня нельзя обвинять в краже у нее нефти. ЮКОС заплатил налоги с продажи нефти. Следовательно, нефть украдена быть не могла. Однако меня обвиняют именно в этом”.
Причиной второго обвинения Ходорковский называет нежелание некоторых бюрократов, которые присвоили себе его имущество, видеть его на свободе, поскольку в этом случае они могут быть привлечены к ответственности за свои противоправные действия.
Не теряя надежды на освобождение, Ходорковский понимает, какие могучие силы ему противостоят. Тем не менее, он рассчитывает, что когда-нибудь “интересы государства возьмут верх над мелочными интересами бюрократов и силовиков”.
Относительно требований акционеров ЮКОСа, которые обратились с жалобой на действия российского государства в Европейский суд по правам человека, Ходорковский говорит, что в этом деле ему интересна позиция России. “В Страсбурге Россия пытается доказать, что ЮКОС добывал и продавал нефть, имел доходы и получал прибыль. И то, что ЮКОС платил налоги, правда, меньше, чем следовало. В Страсбурге российская юстиция противоречит московскому обвинению”.
Каким бы ни было решение Страсбургского суда, оно вряд ли повлияет на его собственную судьбу, как, впрочем, и на российскую правовую систему. Не суд, а “сами граждане должны понять, что обеспечение их прав — это необходимость, и потребовать этого”. Ходорковский полагает, что к этому все идет. “Вне правовой безопасности государство долго существовать не может”.
Флориан Виллерсхаузен
Опубликовал: