— Здравствуйте!
Всегда с интересом и радостью познавания читаю Ваш сайт. Спасибо за знания, которые Вы дарите читателям!
Мой вопрос связан с Моше-Рабейну и … Машиахом, которого ожидает еврейский народ. Моше-Рабейну в свое время стал машиахом — спасителем евреев. Он был лидером поколения, его правителем и учителем. Но нам известно, что Моше-Рабейну принадлежал к колену Леви. А это не колено царей.
Учитывая, что все мы находимся в определенном смысле в состоянии духовного рабства и нуждаемся в избавлении, то логичней было бы ожидать спасителя из колена Леви?
Но в Торе есть четкое указание, из какого колена будет Машиах. Возможно в Устной Торе есть комментарий по поводу того, кто будет поднимать народ для времени перемен и встречи Машиаха?
Спасибо за ответ. С уважением и пожеланием успехов в Вашем высоком служении учителя!
Борух, Украина
— Чтобы попытаться ответить на Ваш вопрос, мне придется исправить в нем некоторые представления, сложившиеся у Вас, скорее всего, в среде, где Вы изучаете Тору или участвуете в еврейской жизни. И я просто прокомментирую текст Вашего письма, предложение за предложением. В надежде, что таким образом все сложится в единый ответ.
«Моше-Рабейну в свое время стал машиахом-спасителем евреев».
Моше не был тем человеком, который принес миру полное исправление. И поэтому его нельзя назвать Машиахом. У него была иная роль — он получил Тору от Всевышнего и разъяснил нам все ее аспекты, так, чтобы Тора была для нас Учением жизни. И тем самым Моше стал Моше-Рабейну (наш, общий для всего народа, Учитель).
«Он был лидером поколения, его правителем и учителем».
Термин «лидер поколения» придуман и используется в универсальном смысле только в учении любавичских хасидов (в учении движения Хабад). Конечно, Моше-Рабейну был руководителем народа, так же, как после его смерти — ближайший его ученик Иегошуа бин-Нун. Но через некоторое время у нас появились руководители, имеющие и статус царя и статус главы Сангедрина (высшего духовного собрания). И еще — духовные руководители — в статусе наиболее авторитетного Учителя. Однако за последние полторы тысячи лет в нашем народе не было человека, который получил хотя бы одно из перечисленных трех званий.
«Но нам известно, что Моше-Рабейну принадлежал к колену Леви. А это не колено царей».
Это верно. Корень души Леви и его потомков — духовный аспект служения в Храме и преподавание Торы. Царь же должен быть из колена Иегуды.
«Учитывая, что все мы находимся, в определенном смысле, в состоянии духовного рабства и нуждаемся в избавлении, то логичней было бы ожидать спасителя из колена Леви?»
Процесс завершения общей духовной работы нашего народа (на иврите — Тикун Олам, исправление поломок в Духовных Мирах) — дело, которым мы все, весь народ в целом и каждый в отдельности, должны заниматься. Под руководством наставников, Учителей Торы. То есть духовных наследников колена Леви (как Вы правильно и предположили, но с поправкой на уточнение понятия «наследник»). При этом совсем не обязательно, чтобы наставник был «наследником» в физическом смысле. Ведь Тора дана всему нашему народу, и каждый может стать Учителем. Кто — более высокого духовного уровня, кто — менее.
«Но в Торе есть четкое указание, из какого колена будет Машиах. Возможно, в Устной Торе есть комментарий по поводу того, кто будет «поднимать народ» для времени перемен и встречи Машиаха?»
Разъяснение к этому уже дано выше.
Повторю еще раз, что «поднимать народ» — задача, которую должен выполнять каждый из нас. Каждый — на своем уровне и в своей, индивидуальной сфере «работы своей души». Постигая глубины мудрости Торы, серьезно относясь к молитвам и вкладывая в них переживания сердца, и совершая добрые дела.
Еvrеy.com
Опубликовал: Рав Элиягу ЭССАС