Самый приятный сосед…

Правда, несколько своеобразный. Представьте, заявит вам приятель: «Помоги мне купить дом, и тогда я поселюсь у тебя»?! Не в его, а в твоём доме, и без того тесноватом… В нашем же случае ситуация ещё оригинальней. Творец, описав устройство Своего жилища (в этой и предыдущей главах), под конец обнадёжил: «И стану обитать среди сынов Израиля, и буду им Б-гом». Проблема здесь в том, что слово «тох» буквально означает «внутри». То ли в среде еврейского народа, то ли внутри каждого человека?! Похоже, «соседа» придётся впускать внутрь самого себя… Да ещё стараться ради этого. Построить общий народный Храм, затем «маленький Храм» в собственном сердце.

Шах описывает условия такого «соседства». «Не думай, – говорит Б-г, — что освящать Храм будут твои руки. Ты всего лишь плоть…» Освящение пойдёт через службу Аарона и его потомков — коэнов. Этой службе и подарит Создатель особое благословение. «Да, Я вывел тебя из Египта и очистил, чтобы всегда обитать в твоей среде. Но после греха золотого тельца в тебя снова влилась змеиная нечистота». Та самая, которой некогда отравил и соблазнил Змей твоих прародителей Адама и Хаву.

Интересно, какая связь между тельцом, в котором запечатлелась попытка приземления, овеществления духовной реальности, и наущениями Змея? Ведь если сходны последствия, должны перекликаться и причины, не так ли? Рамбам объясняет, что после греха первые люди увидели «вещи обыденные», тогда как до того их сознание было полностью сосредоточено на возвышенном. Зачастую тебе не так важен ответ на вопрос, как сам вопрос. То, к чему мы обращаем наше сознание, внимание, интерес… Кстати, поэтому, например, для еврея христианство является прямым идолопоклонством, а для остальных людей, согласно мнению немалого числа наших законоучителей, — лишь разрешённый «шитуф», «партнёрство». Мол, служу истинному Владыке ну и маленько своей фантазии… Но к нам, кому изначально дано больше духовного, подарена Тора и требования выше…

Само слово «и поселюсь» («и стану соседом») Шах рассматривает как состоящее из двух частей. Связывая его… угадайте! Со временем жизни Первого и Второго Иерусалимских Храмов! 410 лет стоял Первый, 420 лет – Второй Храм. В цифровом виде (вы помните, что ивритские буквы – это одновременно и числа) здесь есть точный срок Первого, и чуть скрытый намёк на годы существования Храма Второго. И вдобавок – слово «шахон», которое можно грамматически корректно произвести и от «шахен» (сосед), и от «машкон» (залог). Увы, приходится длинно и неуклюже описывать то, что в оригинале сразу очевидно. Оказывается, странный «Сосед» что-то оставляет нам в залог своей симпатии и желания быть к нам поближе.

Что же это за залог? В буквальном смысле – Своё Святилище на Земле. Но есть и другой пласт. Говорят мудрецы, что в наказание за проступки Создатель может лишить человека понимания, силы мысленного «видения». Сиди, браток, забивай доминошку на лавочке… Если уж избранность так тебя тяготит!

Залог, который даёт нам самый приятный «Сосед» — глубокий и чистый разум. Не только «счётно-решающее устройство», но и способность видеть тонкие различия, прозревать в проблеме главное, предвидеть и прогнозировать будущее, делать осознанный и осмысленный выбор… Согласно Рамбаму, именно разум и назван в Торе «образом Б-жьим» (по которому сотворён человек). А многочисленные законы Торы, связанные с работой интеллекта и разума, Рамбам рассматривает среди «законов нравственных качеств»!

Говорят учителя, что смерть мудреца Торы подобна разрушению Храма. Или – сожжению свитка Торы. Ведь именно на страницах его сердца записал Создатель Свою волю. Ему рассказал о некоторых из Своих планов. Через него, как некогда через работу коэнов, Он освятил своё невидимое Святилище в этом мире и остался «обитать среди нас». Поэтому тот, кто почитает истинных знатоков Торы и прислушивается к ним, словно бы приглашает «самого лучшего соседа» в свою жизнь и жизнь своих близких.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора