В начале февраля этого года в Вашингтоне прошла конференция, посвященная 35-й годовщине знаменитой Поправки Джексона-Вэника, которая была организована Институтом Кенана и фондом сенатора Генри Джексона. Эта Поправка сыграла важную роль не только в судьбе советских евреев, боровшихся за свое право на эмиграцию, но и в судьбе самого СССР в контексте противостояния сверхдержав в годы «холодной войны».
С докладом перед конгрессменами, политиками и учеными выступил Сэм Клигер, который возглавляет русский отдел Американского еврейского комитета.
Мы благодарны доктору Клигеру за то, что он согласился рассказать нашим читателям об этом событии.
— Прежде всего, кто, кроме Вас, выступил с докладами на этой конференции?
— Конференция проходила как бы в два этапа. В первый день — в виде брифинга в Конгрессе и в Госдепартаменте. В Конгрессе, кроме меня, выступали д-р Сара Мендельсон из Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies) и Карина Москаленко из Москвы, представлявшая International Protection Center. Она сегодня защищает Михаила Ходорковского.
Во второй день проходила конференция в Институте Кенана. На ней выступали такие «киты» американской политики, как Ричард Перл, который работал в администрации Рейгана и в офисе сенатора Джексона, Марк Талисман, тесно работавший с конгрессменом Вэником и участвовавший в движении за освобождение советских евреев. Были и «тяжеловесы» правозащитного движения из России: одна из основательниц Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и глава «Мемориала» Арсений Рагинский. Всего было 12 выступавших: 5 из Америки (включая меня) и 7 из России. На заключительном обеде выступил Майкл МакФол — специальный помощник президента США по России и странам бывшего СССР.
— Некоторый экскурс в прошлое: расскажите, пожалуйста, о том, почему сенатор Джексон и конгрессмен Вэник выступили с инициативой этой Поправки?
— После Шестидневной войны 1967 года медленно, но уверенно возрастал интерес евреев СССР к Израилю и желание эмигрировать туда и в страны Запада. Люди стали уезжать. В начале 70-х этот процесс стал усиливаться и, я думаю, серьезно напугал советские власти. Боровшийся за права евреев на эмиграцию Андрей Сахаров говорил, что, если у человека есть пусть даже теоретический шанс уехать, он в душе уже не может быть рабом. Если люди уезжают из страны, то, очевидно, что им там плохо. И они подают «дурной» пример другим. Помню, в Москве в те времена ходил такой анекдот. Брежнев и Косыгин обсуждают вопрос отъезда евреев (считалось, что Косыгин был более либеральным). Брежнев жалуется, что, мол, многие уезжают и еще больше хотят уехать. Косыгин считает, что если люди хотят ехать, то пусть себе едут. Брежнев возмущается: «Что же ты, Алексей Николаевич, понять не можешь: ведь если так пойдет, то все уедут, и мы с тобой вдвоем останемся». Косыгин задумался, а потом говорит: «Нет, Леонид Ильич, один останешься».
И вот, власти не находят ничего лучшего, чтобы как-то уменьшить или остановить поток желающих уехать, ввести так называемый «налог на образование». Теперь для того, чтобы уехать, надо не только получить пресловутый вызов от реальных или виртуальных родственников из Израиля, не только унизительно собирать документы, не только дрожать от страха перед вполне возможным отказом, но еще и добывать совершенно астрономические суммы денег для уплаты этого налога. На Западе началась серьезная кампания за отмену налога. Все происходило на фоне состоявшегося исторического визита Никсона в Москву и надежды на потепление отношений между СССР и США.
Сенатор Джексон, а за ним и конгрессмен Вэник вносят в Сенат и Палату представителей соответственно законопроект об экономических санкциях, включающих ограничения в торговле. В 1973 году собирается Политбюро, на котором Брежнев требует, не отменяя закона об образовательном налоге, просто не взимать его, называя это тактическим маневром. Налог взимать прекращают, но поздно. Конгресс и общественное мнение в США настроены решительно. Администрация Никсона, включая Киссинджера, против Поправки. Обе палаты Конгресса США в декабре 1974 года принимают версию сенатора Джексона. И президент Форд превращает своей подписью Поправку в Закон от 3 января 1975 года.
— Прошло 35 лет. Какую роль, на Ваш взгляд, эта Поправка сыграла в борьбе евреев за эмиграцию и в том, что «холодная война» закончилась распадом СССР?
— Конечно, поначалу результат был вполне негативным. Советское руководство пришло в негодование. Количество разрешений на выезд резко сократилось. Появился целый класс «отказников», которые сидели в страхе, без работы и без видимых шансов на скорый отъезд. СССР даже пошел на то, чтобы в отместку за Поправку прекратить выплаты долга по ленд-лизу, возникшего во время войны за американские поставки в СССР.
В более широком историческом контексте Поправка сыграла огромную роль. Стремление людей уехать уже невозможно было остановить. После подписания Хельсинкских договоренностей в 1975 году международная «погода» снова потеплела и количество отъезжающих стало расти, достигнув пика в 1979 году. Все, однако, печально завершилось после советского вторжения в Афганистан в декабре 1979 года, и двери практически полностью закрылись почти на десять лет после Московской Олимпиады 1980 года.
Отъезд возобновился только в самом конце 80-х, когда советская система затрещала по швам, и стал практически свободным с 1990 года. Трудно говорить со всей определенностью, но, мне кажется, что Поправка сыграла большую роль в развале советской империи. Идея свободной эмиграции пробила брешь в «железном занавесе», в плотине тоталитаризма.
— В чем эта Поправка состояла?
— Суть Поправки в том, что статус наибольшего благоприятствования в торговле не предоставляется тем странам с нерыночной экономикой, которые не позволяют или препятствуют своим гражданам свободно эмигрировать. Поправка, таким образом, не относится к странам с рыночной экономикой и к тем, эмиграция из которых не представляет собой проблемы для желающих эмигрировать.
— Применяется ли она сегодня против России?
— С формальной точки зрения, Россия все еще находится под действием Поправки Джексона-Вэника, ибо Конгресс ее для России не отменял. Но фактически она не работает уже на протяжении 20 лет, так как президент имеет право, не отменяя Поправки, приостанавливать ее действие на годичный срок. Чем президенты и пользуются поcтоянно. Попытки отменить Поправку для СССР и затем России начались еще в конце 70-х годов, когда президент Картер на фоне благоприятных последствий разрядки напряженности хотел ее отменить. В 1993 году президент Клинтон официально заявил, что Россия полностью выполняет условия свободной эмиграции, и Поправка в отношении ее потеряла смысл. В 2002 году президент Буш просил Конгресс отменить Поправку для России, но не получилось. Поправка для Китая и Венгрии была отменена еще в 1979 году. Для 7 из 15 государств бывшего СССР, включая три Балтийские республики, Армению, Грузию, Киргизию и Украину, Поправка отменена специальными законами Конгресса США. Но Поправка для России все еще существует, хотя и имеет сегодня чисто символическое значение.
— Считаете ли Вы, что эту Поправку следует отменить и для России, и какие приводятся аргументы за или против такой отмены?
— Я сторонник отмены Поправки Джексона-Вэника для России (и не только для России, но и для других стран бывшего СССР, где она все еще формально действует). Это не значит, конечно, что Поправку вообще надо изъять из свода законов США. В мире еще много стран с нерыночной экономикой, где базовое право человека на свободу эмиграции ущемляется.
Мои аргументы весьма просты. Коль скоро право на эмиграцию у граждан России уже 20 лет никем не оспаривается и является свершившимся фактом, то Поправка потеряла свою юридическую силу и стала просто нерелевантной. Аргументы противников отмены Поправки сводятся к тому, что, поскольку в России отмечаются серьезные нарушения прав человека — незаконные аресты и задержания, проявления расизма и ксенофобии и т. д., то Поправка эта может по-прежнему служить символом осуждения нарушения прав людей, а ее отмена будет рассматриваться как поощрение такого рода нарушений. Думаю, что неправильно привязывать Поправку Джексона-Вэника к широкому спектру прав человека, ибо она четко и определенно направлена на обеспечение свободы эмиграции. И если мы считаем Америку страной законности и справедливости, то сохранение Поправки за счет ее произвольного и расширенного толкования не является ни законным, ни справедливым.
нужно было не только не предоставлять статус наибольшего благоприятствования в торговле. а вообще
прекратить торговлю, и тогда советский союз развалился бы гораздо быстрее. без хлеба народ лозунгами не прокормишь.
сейчас эта же политика последуется в отношении ирана. санкции \»ужесточяют\» уже не первое десятилетие а результат почти нулевой. вот если бы совсем отрезали иран от торговли, то тогда глядишь и померли бы там все с голоду или стали бы сговорчивее.
Считаю, что отменять эту поправку не нужно. Россия катится к диктатуре, СМИ под контролем Кремля, силовики грабят страну. Если уже не отменили до сегодняшнего дня, то стоит сказать России, что отмена возможна как награда за демократизацию общества.
Сэм Клигер объяснил, что Россия позволяет своим гражданам свобоно выезжать из страны, следовательно нужно было уже давно отменить эту поправку
Россия вооружает Иран и поддреживает террорестические режимы Сирии и Ливии.
Господа читатели сайта!
НЕ ОТМЕНЯТЬ И ПОЧЕМУ???
Что опасней для евреев ядерная атака Ирана на Израиль и гибель сотен тысяч евреев или
их задержка ранее в СССР на несколько лет?Детям ясно что опаснее первое.
Россия продолжает быть крышей фашистов Ирана и поощряет к созданию условий для ядерной атаки Ирана.
Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков в интервью агентству «Интерфакс» в пятницу сообщил, что Россия намерена выполнить контракт, заключенный с Ираном
США и Израиль уже неоднократно возражали против продажи российских зенитно-ракетных комплексов С-300, которые, как заявляют эти страны, потенциально могут быть использованы для того, чтобы помешать нанесению воздушных ударов по иранским ядерным объектам.
Куда смотрит президент России,всем известно что на поставке ракет многие из цепочки поставщиков получают откат.Откат важнее
чем политика государства.
А у Сэма Клигера есть интерес.
Сэм Клигер, который возглавляет русский отдел Американского еврейского комитета.
Я его знаю он из Мосвы
жил в Беляево его звали Семен.
Безусловно его часто \»уговаривают\»\»общественные\»специалисты России быть лояльным.
Пришлось читать статьи Сара Мендельсон и других \»специалистов\».
Мнение одно когда наконец будет в США
создана Конгрессом Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности.
Если у Маккарти были мнимые веьмы,то сейчас в Штатах много реадьных
И еще Штаты проплачивают разного рода кантор антиамериканских в др.странах
Дав г-ну Клигеру еще раз озвучить лоббируемые им интересы Кремля, интервьюер, к сожалению, не сообщил о мнениях других участников конференции, хотя рассказу о них уделено какое-то место. Информация же самого г-на Клигера далеко не полная. Хорошо бы, чтобы газета опубликовала и альтернативное мнение большинства нашей общины.
Ратуя за отмену поправки, г-н Клигер с кремлевскими стратегами полагают, что затем вскоре можно будет заполучить и желаемый статус. Как бы не так! Ведь предоставлять его есть смысл только дружественному, а не враждебно настроенному Америке государству — России.
Где бы в мире не находились враги Америки и Израиля, они автоматически становятся друзьями России, которых она вооружает, чтобы нанести удар по нам их руками. А чего стоит ее внутренний антиамериканизм!? Это главные причины несвоевременности отмены поправки.
Они вовсе не обязательно должны быть симметричны ее принятию. А то, отменив сегодня, как бы не пришлось ее вводить завтра вновь! Даже символическое существование поправки очень важно. Злоупотребление демократией, направленное на ее уничтожение, не является \»законным и справедливым\». AJC в этом не отражает интересы ни евреев, ни Америки.