Кто такой «человек»?

Только, пожалуйста, не надо про «двуногое без перьев»! И насчёт «человека разумного» подождём, поскольку неразумных в нашем биологическом виде с избытком. Даже классическое определение мудрецов «человек — душа говорящая» — не то, что мы сейчас ищем. Посмотрите, кого Тора имеет в виду: «Возьмите для Меня приношение от каждого человека, щедрого сердцем…». Используя здесь из четырёх возможных терминов для обозначения «человека» слово «иш». Его акцент — человек достойный, важный. «Человек с большой буквы».

Шах приводит очень ёмкие пояснения. «Человек (иш) — это тот, кто одолевает своё дурное начало». Исследуя корневые связи, приходит к парадоксальному выводу: слово «щедрый», «подвигнутый» — однокоренное с «печаль». Человеку свойственно тужить об утраченных деньгах и ценностях, даже если он умом понимает, что средства пошли на доброе дело (здесь — на строительство переносного Храма). И человек — оказывается, тот, кто способен встать выше этого. Кто не только пожертвует свои кровные для общего блага, но и сделает это с радостью, «от щедрого сердца»!

Теперь выйдем за пределы простого смысла пасука. Дело в том, что слова «тикху ли» («возьмите для Меня») можно понять и как «возьмите Моё». Учителя обращают внимание на то, что текст построен нестандартно: «возьмите» (множественное число) «от каждого» (единственное число). Словно бы каждый жертвующий должен отдавать нескольким «приёмщикам». И делается из этого вывод, что второе значение сказанного — пожертвование (своего времени, своего желания и сознания…) для совместного изучения Торы!

Какая же это жертва, спросите вы? Познавать мудрость, наслаждаться сиянием духовного света, наполнять свою жизнь смыслом… В конце концов, даже просто знать, что хорошо и что плохо, каким путём целесообразно двигаться по жизни! Да, но Тора — необычный товар, уточняют мудрецы. Во-первых, когда некто покупает, он приобретает себе и радуется, а отдающему ценное (пусть и за деньги) грустно. «Не такова Тора! Человек с человеком обменялись знанием — и у обоих прибыло». Время напомнить, что есть отдельная заповедь — обучать Торе, и выполняющий её «приобретает» связанный с заповедью духовный свет. Так что, по сравнению с обменом любыми другими знаниями, выигрыш здесь «двойной»: и при отдаче, и при получении.

Кроме того, Создатель — тоже необычный «продавец». «Возьмите у Меня, от Моего (того, что Я во всей вселенной выделил «лично для Себя» — мою любимую дочь — Тору) — и тем доставьте Мне радость!».

Говорит рав Элиягу Лупьян, великий «бааль мусар» (учитель нравственности) ХХ века, что всё в мире зависит «от сердца». Истинное знание — это не столько красивая интеллектуальная схема (хотя и она необходима), но переживание, осмысление, ощущение знаемого. Когда знание становится неотъемлемой частью твоей жизни, твоего мировосприятия. Живым и очевидным. Можно, например, знать «о Б-ге», быть крупным философом и жить так, будто Его нет. Можно при этом даже формально исполнять Его законы, приходить на молитву и произносить полагающиеся слова, давать пожертвования, носить соответствующую одежду… Но если нет в этом «щедрого сердца», живого и непосредственного переживания, «товар» окажется сильно «уценённым». И, как говорит Рамбам, «ощутимое всегда победит только мыслимое». То, что для тебя «горит», одолеет абстрактное знание. Это становится особенно ясным в моменты испытаний.

А как же открыть сердце? Говорит рав Лупьян, что ключи от сердца только в руке Творца. И Он открывает глубину переживания тому, кто «приятен в Его глазах». Кто же это? «Гордец и Я не можем находиться рядом!» «Гордыня отвратительна Ему больше, чем зловоние для путника». Скромному, умеющему признать свою неправоту и несовершенство, готовому меняться Он открывает тайным ключиком «щедрость сердца». Так что приношение — это отдать Б-гу чувство собственной важности. Как Моше («А мы что?»). Как Авраам («Я прах и пепел»). Как Давид («Я червь, а не человек»).

И выходит, что Человек — это смиренный и скромный. Как-то Гарри Каспаров, объясняя причины неудач чемпионов мира в матчах с претендентами (в частности своего поражения с Крамником), использовал слово «забронзовел». Так вот, Человек незабронзовевший, человек двигающийся, стремящийся жить в соответствии с Высшей Волей именно сейчас (и потому «щедрый сердцем») — это и есть «иш». «Важный человек» (не путайте с «важничающим»), почтенный. От такого и Творцу принять дар не зазорно!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора