В одну из недавних передач Виктора Топаллера и Ларисы Герштейн «Америка — Израиль» на Дэвидзон-радио (5 января), — где много говорилось о недостойном поведении некоторых известных израильских лидеров — Эхуда Барака и других, уличённых в использовании государственных средств в личных целях, позвонила радиослушательница. Она сказала: «В газете «Еврейский Мир» я часто читаю очень интересные материалы на религиозные темы. И я думаю, может быть, все беды Израиля оттого, что Всевышний недоволен нами, ибо мы отошли от Торы».
Таких евреев, которые понимают необходимость возвращения к своим корням, становится всё больше и больше. Этот процесс закономерен и предсказан нашими мудрецами, ведь Тора — неисчерпаемый кладезь мудрости, навечно данный евреям и через нас всему человечеству.
Знаменитый еврейский историк Семён (Шимон Меерович) Дубнов (1860 — 1941), убитый фашистами в Риге, писал: «Начало еврейской истории, нашедшее свое отражение в Торе, представляет источник, из которого на протяжении многих столетий миллионы людей выводили правила поведения, нормы морали и черпали вдохновение».
Вот некоторые нравственные ориентиры и образные выражения из пятой книги Торы «Дварим», которые обрели самостоятельную жизнь.
Невзирая на лица
Известные комментаторы Торы семья Сончино (Италия, XV — XVI века), которые в то время единственные в мире печатали книги на древнееврейском языке, о книге «Дварим» написали: «Если бы кто-нибудь задался целью подобрать к последней из пяти книг Моше название, отражающее смысл этого текста, то, возможно, он остановился бы на следующих словах: «Последнее напутствие Моше и Тора как песня еврейского народа».
Моисей, возглавлявший еврейский народ в период Исхода из Египта и руководивший им на протяжении сорока лет странствий, подвёл новое поколение, выросшее в пустыне, к границам Святой Земли. Ему не суждено было пересечь вместе с ними Иордан и возглавить народ в период завоевания удела, дарованного Всевышним сынам Израиля. Последнее, что Моше сделал перед смертью — он собрал весь народ и обратился к нему со словами:
«… Мой срок пришёл, круг завершён,
И я хочу сказать вам: дети, дети!
Нет ничего, нет ничего на свете,
Дороже для меня, чем вы и Он!»
Давид Гайбар,
«Благословение Моисея»
В Торе записано: «И вот слова, которые говорил Моше всему Израилю на той стороне Иордана. … И повелел я судьям вашим… выслушивайте братьев ваших и судите справедливо каждого с братом его и с пришельцем его. Не различайте лиц на суде: как малого, так и великого выслушивайте; не бойтесь никакого человека, ибо суд —
Б-жий он» (1:17).
Это было более трёх тысяч лет назад, а тысячелетия спустя, в XVIII веке поэт Гавриил Державин (1743 — 1816) воплощает эту идею справедливого суда в стихотворении «Властителям и судьям» (1780 г.):
«Ваш долг есть — сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг — спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков».
Теперь же, в наше циничное время, отношение к правосудию отражается в следующей шутке, в которой, к сожалению, немалая доля правды:
«Разговор перед статуей правосудия в Верховном суде.
— Зачем у Фемиды завязаны глаза?
— Чтоб она судила, невзирая на лица.
— Тогда ей надо ещё и заткнуть уши, чтобы судила, не слушая указаний начальства.
— Для полноты эффекта ей надо ещё обрубить руки, чтобы она судила, не беря на лапу.
— За что вы издеваетесь над бедной женщиной? Она и так у нас инвалид первой группы на голову».
Мзда глаза слепит
Это выражение тоже взято из последнего наставления Моше своему народу: «Не криви судом, не лицеприятствуй и не бери мзды, ибо мзда ослепляет глаза мудрых и извращает слова правых. Правды, правды ищи, дабы ты жив был и овладел землею, которую Господь Б-г твой даёт тебе» (16:19).
У Державина в том же стихотворении «Властителям и судьям» как продолжение выше приведённых четверостиший, есть такие обличительные строки:
«Не внемлют! Видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодейства землю потрясают,
Неправда зыблет небеса».
Из книги «Дварим» в наш обиход вошли и другие общеупотребимые выражения:
«Умывать руки» — (21:6-9) — устраняться от ответственности; «Не отодвигай межи ближнего своего» (19:14);
«Не хлебом единым жив человек».
Моше говорит евреям: «И Он смирял тебя, и томил тебя голодом, и питал тебя маном, чтобы дать понять тебе, что не хлебом единым живёт человек, но всем, что исходит из уст Б-га» (8:3).
«Притча во языцех» — Пророк Моисей предупреждает свой народ о том, что произойдёт, если евреи не будут выполнять заповеди Всевышнего: «И станешь ужасом, притчей и посмешищем среди всех народов, к которым уведёт тебя Б-г» (28:37). В обычной речи выражение означает: у всех на устах, предмет общего разговора.
Зеница ока
«Прислушайся! Когда хотят,
Чтоб вещь служила на два срока,
Недаром люди говорят:
«Храните, как зеницу ока!»
Н. Орлова
Выражение «зеница ока» произносит Моше в завещании своему народу. «И говорил Моше слова эти всему Израилю: 120 лет мне теперь, не могу больше выходить и входить. И Господь сказал мне: Не пройдёшь ты Иордана сего… дни твои приблизились к смерти».
И изрёк Моше вслух всего собрания Израилева слова песни этой до конца:
Внемлите, небеса, и я говорить буду,
И да слышит земля речи уст моих.
Прольётся, как дождь, ученье моё.
Доля Господа — народ его;
Яаков — наследственный удел его.
Он нашёл его в земле пустынной;
В пустоте и вое пустыни;
Ограждал Он его, опекал его,
Берёг его, как зеницу ока Своего» (30: 1-10).
Словосочетание «зеница ока» мы встречаем в 17-м Псалме — молитве царя Давида: «Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня от злодеев, грабящих меня, от врагов души моей, окруживших меня…»
А вот как использует это выражение в своём одноимённом стихотворении Евгений Фейерабенд:
«Берегите, как зеницу ока,
Мир земной с планетой крутобокой,
На которой есть, как по заказу,
Всё, что просят тело или разум.
Берегите, как зеницу ока,
Всё, что расточается жестоко, —
Чистоту воды и ясность неба,
Сытость неотравленного хлеба…»
Возвращаясь к началу статьи, а именно к звонку радиослушательницы, а также имея в виду евреев, для которых не важно наше наследие, хочется привести высказывание английского историка Уингфилда-Стратфорда: «Народ, не знающий своего прошлого, похож на человека, который в результате тяжёлого заболевания утратил память о том, что происходило с ним раньше. Такой человек бессмысленно блуждает, пока не приходит к состоянию неизлечимой депрессии».
А Дж. Джейкобс написал: «Человек создан историей. Еврей представляет собой воплощение жизни своих праотцев, и если бы он утратил знания своего прошлого, он утратил бы лучшее из того, что у нас есть».
Опубликовал: Михаил Миллер