Продолжение.
Начало в № 917
Для Гарри Каспарова быстро пролетели три чемпионских года. Но его полемика с Анатолием Карповым по многим принципиальным вопросам шахматной жизни не прекращалась. Экс-чемпиону мира по шахматам Карпову надо было свыкнуться с мыслью, что он уже не самый первый шахматист.
В 1993 году завершился очередной отборочный претендентский цикл. Его победителем стал английский гроссмейстер Найджел Шорт. В полуфинале он обыграл Анатолия Карпова, а в финале — голландского гроссмейстера Яна Тиммана. Таким образом в суперфинальном матче на первенство мира в марте 1993 года должны были встретиться Гарри Каспаров и Найджел Шорт.
И здесь в очередной раз возникли непредвиденные обстоятельства. Вопреки традициям и правилам проведения матчей такого уровня президент ФИДЕ Кампоманес своим единоличным решением, без согласования с Каспаровым и Шортом, назначил местом проведения матча город Манчестер (Англия) с незначительным призовым фондом. Да и какое иное могло быть отношение к новому чемпиону мира Гарри Каспарову!
Такие условия явно не устраивали обоих участников, о чём они письменно известили президента ФИДЕ. Однако в своём ответе Кампоманес потребовал безусловного согласия с его условиями и в случае их невыполнения угрожал применить к обоим участникам жёсткие санкции, вплоть до лишения Каспарова звания чемпиона мира, а Шорта — звания претендента.
Чемпион мира и претендент не приняли повторного требования Кампоманеса. Гарри Каспаров и Найджел Шорт прекрасно представляли себе силу власти и угроз Флоренсио Кампоманеса. Гарри Каспаров это уже успел испытать на себе в безлимитном матче 1984 — 1985 гг. Поэтому Каспаров принял со своей стороны срочные защитные меры. Вместе с Найджелом Шортом они заручились крупной финансовой поддержкой британского издательского треста «Таймс» и крупнейшей международной корпорации «ИНТЕЛ», выпускающей компьютеры, и создали призовой фонд в 2,5 млн. фунтов стерлингов.
Затем 22 марта 1993 года на пресс-конференции в Лондоне они провозгласили создание самостоятельной, независимой от ФИДЕ, Профессиональной шахматной ассоциации (ПША), которая проведёт матч на первенство мира по шахматам между чемпионом мира Каспаровым и претендентом Шортом. И такой матч состоялся в Лондоне в сентябре 1993 года.
Решение Каспарова и Шорта вызвало неоднозначную реакцию шахматной элиты и любителей шахмат. Некоторые гроссмейстеры и лучшие мастера увидели в этой Ассоциации организацию по защите своих прав и интересов, которая сможет обеспечить им заработки в виде высоких призовых фондов для их нормальной творческой деятельности. О такой организации в своё время мечтал 2-й чемпион мира Эмануил Ласкер. Он считал, «что важнейшая часть шахматной культуры создаётся великими шахматистами и в первую голову чемпионами мира. И их нужно беречь и заботиться о них».
Итак, всё было подготовлено к матчу Гарри Каспаров — Найджел Шорт. Матч начался 15 сентября 1993 года в Лондоне в театре «Савой» и транслировался на 52 страны мира. Регламент матча -20 партий, и участник, набравший 10,5 очка, становился победителем.
Гарри Каспаров в этом матче подтвердил свой высочайший класс игры и одержал убедительную досрочную победу в 20 партиях со счётом 12,5:7,5. Призовой фонд был поделен следующим образом: 5/8 — чемпиону мира Каспарову, 3/8 — Найджелу Шорту и 10 % (из 2,5 млн. фунтов стерлингов) — в фонд ПША.
В то же время, 23 марта 1993 года, президент ФИДЕ, в угоду Советскому Союзу и Анатолию Карпову, привёл в действие угрозы в адрес Гарри Каспарова и Найджела Шорта, лишив первого звания чемпиона мира по шахматам, а второго — права претендента.
Одновременно он провозгласил экс-чемпиона мира Анатолия Карпова чемпионом мира по шахматам ФИДЕ, а Яна Тиммана назначил претендентом на это звание (и это при том, что Ян Тимман проиграл Найджелу Шорту в финале претендентского цикла).
Матч Анатолий Карпов — Ян Тимман состоялся и закончился со счётом 12,5:8,5 в пользу Анатолия Карпова, ставшего чемпионом мира по версии ФИДЕ (вернее, по воле Флоренсио Кампоманеса). Кроме того, из обещанного призового фонда в 1,5 млн. долларов участники ничего не получили.
Таким образом в шахматном мире появилось два чемпиона мира — Гарри Каспаров по версии ПША и Анатолий Карпов по версии ФИДЕ.
Осенью 1994 года в Нью-Йорке во Всемирном торговом центре состоялся очередной матч на первенство мира по шахматам по версии ПША между чемпионом мира Каспаровым и одним из выдающихся суперзвёзд, молодым индийским гроссмейстером Вишванатаном Анандом, успешно прошедшим горнило претендентского цикла по версии ПША. Поклонники его таланта возлагали на него большие надежды. К ним присоединились явные и скрытые недоброжелатели Каспарова.
Регламент матча отличался от предыдущих. Победитель должен быть набрать 10,5 очка из 20 партий. Партии не откладывались и игрались до достижения результата в тот же день. На обдумывание 40 ходов давалось 2 часа, продолжительность игры — 7 часов непрерывного времени; количество игровых дней в неделю — четыре. Призовой фонд — 1,5 млн. долларов.
Матч закончился досрочной победой Гарри Каспарова после 18 партии со счётом 10,5:7,5. Можно считать, что Вишванатан Ананд, одержав победу в 9 партии после восьми ничьих на старте, был буквально разгромлен в последующих шести партиях. Из призового фонда Гарри Каспаров как чемпион получил чек на 900 тыс. долларов, а Вишванатан Ананд — 450 тыс.
Продолжение
следует
Опубликовал: Борис Смоленский
Матч Каспаров — Ананд состоялся в 1995 году, а не 1994, как написано в статье.