Продолжение.
Начало в № 917
Деморализованный и подавленный Анатолий Карпов не смог довести до победы 41-ю партию, с большим трудом спасает 44-ю и 46-ю партии, а в 47-й и 48-й терпит сокрушительные поражения. Гарри Каспаров стал играть всё сильнее и увереннее. Долго служившая Карпову верой и правдой «тактика игры против соперника, вместо игры в шахматы», на сей раз не оправдала себя.
Между тем, события в матче развивались стремительно и неожиданными ходами, но только не на шахматной доске. При счёте 5:3 в пользу Анатолия Карпова чемпион почувствовал, что у его соперника пошла игра и что сдержать его натиск он не в силах. Удача стала сопутствовать Каспарову. У чемпиона мира два проигрыша подряд вызвали серьёзную панику.
Стало ясно, что одержать лёгкую победу уже не получится. Надо думать, как бы не проиграть, спасти матч и избежать назревающего позора. Стремительно распространился слух, что матч явно затянулся, а игроки, судьи и зрители явно устали от такого продолжительного безлимитного матча. А кому он нужен? Ведь инициативой в это время владел Гарри Каспаров.
В Москве неожиданно появился президент ФИДЕ Кампоманес, срочно вызванный советским спортивным руководством из Дубаи с единственной целью — «спасти» матч для Карпова, а значит, для всей страны.
По прибытии в Москву он сразу же прервал матч, «опасаясь за здоровье шахматистов» в неимоверно затянувшемся безлимитном матче, продолжавшемся более пяти месяцев.
Такое решение противоречило уставу ФИДЕ и регламенту матча, принятому на Конгрессе этой международной шахматной организации. Советское руководство со вздохом облегчения согласилось с этим решением. Впоследствии Кампоманес ставил себе в заслугу это решение, отмечая, что матч он отменил, на осень назначил новый матч из 24 партий, а через год назначил матч-реванш. Мало того, Флоренсио Кампоманес своей властью назначил и третий матч — Гарри Каспаров — Анатолий Карпов в случае проигрыша Анатолием Карповым двух предыдущих.
И все матчи назначены без отборочных состязаний, а просто властью президента ФИДЕ. Таким образом были узаконены три матча подряд — в 1985, 1986 и 1987 гг. между Гарри Каспаровым и Анатолием Карповым, и только в 1990 году в Нью-Йорке и Лионе они закончили затянувшийся спор — кто из них чемпион мира. Отметим, что здесь Кампоманес, назначая ежегодно три матча подряд, не вспомнил об усталости и здоровье соперников.
Обратимся к тому далёкому времени, когда в квартире Клары Шагеновны Каспаровой в Баку появился полковник КГБ Азербайджана Владимир Литвинов, присланный к ней самим Первым секретарём ЦК КПСС Республики Гейдаром Алиевым (Гарик ходил в любимчиках у Гейдара Алиева, и тот оказывал ему всестороннюю поддержку). Вначале Клара Шагеновна не знала, что нужно полковнику. Но потом смогла оценить эту работу (о чём будет сказано отдельно).
Постепенно все дрязги и волнения улеглись, и Гарри Каспаров приступил к подготовке к новому осеннему матчу.
Второй матч проходил тоже в Москве в Колонном зале Дома союзов. Незадолго до начала матча Анатолий Карпов, уверенный в своих силах, заявил югославской газете «Спорт», что на шахматном олимпе никаких изменений не произойдёт. После такого заявления власть предержащие должны были только уповать на Карпова.
В отличие от предыдущего, этот матч Каспаров начал с победы. Анатолий Карпов, проявив свои лучшие бойцовские качества и богатейший опыт матчевых сражений, сумел переломить ход матча в свою пользу. После пяти туров чемпион мира вёл со счётом 3:2. Выиграв пять партий, Каспаров сравнивает счёт, а после победы в 16-й и 19-й партиях выходит вперёд со счётом 10,5:8,5.
Матч входит в штормовую заключительную фазу, где для победы требовались сверхчеловеческие усилия и умение. И здесь Каспаров полностью ощутил колоссальный пресс «чемпионского феномена» Анатолия Карпова.
После 22-й партии счёт стал 11,5:10,5, затем последовала ничья в 23-й партии — счёт 12:11 в пользу претендента Гарри Каспарова. Всё решала последняя, 24-я партия. Если бы её выиграл Анатолий Карпов, то при счёте 12:12 он сохранял своё звание чемпиона мира.
9 ноября 1985 года Гарри Каспаров победил Анатолия Карпова в 24-й партии. Счёт матча стал 13:11 в пользу претендента. Зрители, переполнившие Колонный зал, аплодисментами и радостными возгласами приветствовали нового чемпиона мира по шахматам — Гарри Каспарова. Труднейший матч окончен.
10 ноября 1985 года в том же Зале в торжественной обстановке Гарри Каспаров был официально провозглашен 13-м чемпионом мира по шахматам и увенчан лавровым венком, привезенным самолётом из Тбилиси, на красной ленте которого золотыми буквами было написано: «Гарри Каспаров — чемпион мира по шахматам, 1985 г.».
Но расслабиться, а тем более насладиться плодами долгожданной победы Каспарову и его тренерской команде не удалось. Через полгода предстоял матч-реванш. Требовались тщательный анализ сыгранных партий, выработка новых идей, стратегии и тактики ведения сражений.
По согласованному решению президента ФИДЕ, чемпиона мира Гарри Каспарова и экс-чемпиона Анатолия Карпова матч-реванш проводился в двух городах — первая половина — в Лондоне и вторая — в Ленинграде.
В июле 1986 года в Лондоне в торжественной обстановке в присутствии премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер состоялось открытие матча-реванша. Регламент — лимитированный матч из 24 партий с известными условиями: чемпион мира сохраняет своё звание при ничейном счёте 12:12, а претенденту необходимо набрать 12, 5 очка.
Лондонская половина матча-реванша закончилась со счётом 6,5:5.5 в пользу чемпиона мира Гарри Каспарова.
В начале сентября в Ленинграде началась вторая половина матча. Она отличалась исключительным драматизмом и напряженностью. К двум победам в Лондоне Каспаров добавил ещё две. Счёт стал 9,5:6,5.
С приближением финиша цена каждой партии неимоверно возрастала. Соперники были предельно изнурены на трудной дистанции борьбы. Но Карпов рвался в бой, ибо каждый новый поединок был для него единственной возможностью отыграться. В этом ему помогали партийные органы и КГБ Ленинграда и Москвы. Но об этом отдельно.
Продолжение следует