Тора имеет множество применений в нашей духовной работе.
Один из ключевых путей понимания Торы — сюжеты, в которых происходит конфликт персонажей, описывают конфликты в нашем внутреннем мире и пути их разрешения.
Согласно духовным учениям, внутри человека есть два главных оппонента, по-еврейски — ецер а-ра и ецер а-тов, а некоторые называют их эго и душа.
Эго в данном случае — это незрелое сознание, капризное или агрессивное, обидчивое или инертное. Оно противится тому, чтобы человек развивался. Душа — это «центр развития», зрелое сознание.
В Торе столкновение этих начал описано в виде конфликтов братьев-близнецов — Яакова и Эйсава.
Есть три сюжета в Торе, в которых «пересекаются» братья.
Первый — рождение, когда Яаков держит Эйсава за пятку. Второй — обмен первородства за чечевичную похлебку. Третий — Яаков возвращается с семьей от Лавана, готовится к встрече с братом… сражается с ангелом Эйсава и т. д.
Чему Тора хочет нас научить? Тому, как нам преодолеть сопротивление эго и духовно вырасти.
Первый сюжет (о рождении) учит: когда эмоция эго — обида, злость или ревность уже вовсю бушует в нас (огонь разгорелся)- ее очень тяжело победить. Но когда эта реакция только зарождается, мы можем легче удержать ее и не выпустить в «свободный полет». Схватить за пятку (то, что сделал Яаков с Эйсавом) — означает удержать в момент возникновения (рождения) и не дать разгуляться.
Второй сюжет: Эйсав убежал в поле, совершил там всевозможные «безобразия» и усталый вернулся домой. В этот момент Яаков предложил ему «бартер» — власть в обмен на энергию поддержания жизни.
Что мы учим из этого? Когда эго уже разгулялось (вышло в поле), у нас часто нет сил с ним справиться. Но когда эго уже «выдохлось» и утомилось, мы можем перехватить инициативу. Усталому эго не до власти. Оно хочет «похлебки» для поддержания сил. И «умная» душа в этот момент предлагает эго «подкрепиться» в обмен на возможность «порулить», заняться саморазвитием и творчеством.
Первый сюжет описывает наши возможности при «старте» выброса реакции эго, второй сюжет- при «финише», возвращении эго «домой с поля».
Третий сюжет в Торе — изображает зрелого Яакова и объясняет «продвинутые» подходы в столкновении с эго.
Деталь первая — Яаков посылает брату подарки.
Подарок — задабривает, это некая «взятка». Эго, получив подарок, легче соглашается поделиться с душой частью ресурсов.
Пример: в шаббат вкусные трапезы и красивые одежды. Это — в том числе и подарок (от души) нашему телу. Поев и нарядившись, тело легче соглашается уменьшить сопротивление и дать возможность душе настроиться на духовную энергию шаббата.
Второй пример: в нашем еврейском центре мы предлагаем студентам почти бесплатную турпоездку в Израиль (подарок Эйсаву) в обмен на их посещение цикла лекций, которые помогут им раскрыть свой потенциал (работа Яакова).
Следующий «рецепт» от Торы. Яаков делит свой лагерь на две части. Если Эйсав нападет на одну часть, вторая спасется.
В чем идея? Когда вы хотите сделать что-то духовно значимое, на вас нападает внутренний Эйсав, сила саботажа и инерции. Чтобы «выиграть», вы заранее подготовьте не одно, а два дела. Когда эго будет мешать делать одно, вы «тихонько» переключитесь на другое и успешно продвинетесь в нем, пока эго упирается напротив вашего первого плана.
Так, например, если эго не пускает вас на урок в синагогу, вы хотя бы откройте дома книгу комментариев Торы и вам удастся разобрать материал, пока эго не пускает вас на урок.
Пример из моего личного опыта: когда пишешь статью о борьбе с эго, само эго особенно упирается. Поэтому я всегда составляю план написания нескольких разных статей. И когда мое эго не пускает меня писать на одну тему, я переключаюсь на другую и пишу статью о других важных идеях.
Борьба Яакова с ангелом Эйсава описывает каббалистическую практику «алия ницоцот» — поднятие искр. Ее активно развивал Баль Шем-Тов. Но эту сложную идею мы постараемся разобрать в отдельной статье.
Серия сюжетов Торы — конфликты между братьями — сыновьями Яакова помогает выстроить приоритеты в развитии сил внутри самой души. Йосеф и Иегуда — это «наши» люди, два ключевых «канала» внутри духовного пути. Их, кстати, тоже можно развивать поочередно, «лавируя» между «происками» наших внутренних оппонентов.
Опубликовал: Рав Меир БРУК