Существуют разные версии понимания сюжетов из нашей традиции.
История Хануки представляет нам один из четырех галутов.
Галуты в буквальном смысле — это история, когда евреи находились под властью одной из четырех мировых империй — Вавилонской, Персидской, Греческой и Римской.
Два галута, Персидский и Греческий легли в основу сюжетов Пурима и Хануки.
Каждый галут — это противостояние евреев одной из культур.
Объясняют мистики, что Тора учит нас тому, как выйти из-под власти эго и раскрыть потенциал своей души.
Для этого в первую очередь необходимо знать «врага в лицо». Надо понять, как работает наше эго, какие его способы удержания власти.
Объясняют еврейские мистики, что четыре галута — это описание четырех систем работы эго. Каждый более поздний галут — это более сложный механизм, с помощью которого эго манипулирует нашим сознанием.
Первые два галута — более поверхностные и описывают работу наших телесных программ.
Греческий и Римский галуты показывают работу программ нашего сознания.
Объясняют мудрецы, что второе предложение Торы: «И земля была пустынна и хаотична, и тьма была над бездной» — дает характеристики четырем программам. Вавилон и Персия — это хаос и пустота, Греция — тьма, Рим — бездна.
В чем отличие тьмы от бездны?
Тьма вынуждает нас остановиться, мы, не видя, куда двигаться, — стоим.
Бездна более опасна. Ступив в бездну, мы падаем и усугубляем проблему.
При этом тьма — это когда что-то заслонило свет.
Греческие ценности — это относительно безобидные (по сравнению с римскими) программы, которые заслоняют от нас духовные цели. Человек останавливается, а его эго тратит время на ценности, предложенные греками.
Римские ценности — аддиктивны (затягивают), классический пример — компьютерные игры. Человек «подсаживается» на них, у него атрофируются другие интересы, и он (как наркоман) уже не может придумать, чем занять время, когда компьютер решает эту проблему за него.
Это — пропасть, начав падать, все тяжелее остановиться.
Греческие ценности не столь опасны. Это в частности спорт, искусство, науки.
Вы спросите, а что же в них вообще плохого. Проблема не в них, а в их абсолютизации.
Говорится в Торе, когда Ноах благословляет сыновей: «… Яфет будет жить в шатрах Шема…». Яфет — греческие ценности. Шем — еврейские. Греческие ценности не изменяют личности человека.
Эти ценности напоминают костюм человека. Можно украшать костюм, но человек от этого не станет лучше. Хорошо видно, почему это «тьма» — отсутствие движения и заслоненный источник света.
Занимаясь только греческими ценностями, человек никак не развивает свой характер (отсутствие движения). Но при этом у него есть ощущение, что он серьезно занят (это заслоняет подлинный источник «света» — духовность).
Еще одно интересное наблюдение. Европейская культура как наследница греческой рассматривает искусство как самоцель. Еврейская традиция рассматривает искусство как способ украсить духовную жизнь (Яфет — в шатрах Шема). Типичный пример — Ханука. Мы имеем богатую традицию делать из ханукальных светильников произведения искусства. Это называется совмещать «приятное с полезным».
Искусство может быть духовным.
В бывшем Советском Союзе при цензуре на «открытую духовность» мы часто получали пищу для души через искусство. Иногда это даже эффективнее, так как не выглядит столь «прямолинейным» и может пройти не только через «кордоны» госцензуры, но и через цензуру нашего эго.
Итак, самым разумным является принцип, когда мы не прикрываем искусством отсутствие духовности (модель греческого галута), а «оборачиваем» в искусство духовное содержание (модель «Советского галута»).
Мы получили разгадку, почему русские евреи часто оказываются духовнее американских. В России духовность прятали из-за внешней цензуры, но благодаря этому «спрятанная» духовность проходила цензуру человеческого эго и доходила до наших душ.
Америка — свободная страна, и открытую духовность не сдерживает внешняя цензура. Но цензура человеческого эго «свое дело знает», и люди сопротивляются открытой духовности.
А додуматься «прятать» духовность в Америке людям не приходит в голову.
Схемы галутов отражают принципы работы нашего эго. Понимая эти схемы, мы становимся сознательными и можем проложить дорогу к своей душе.
Опубликовал: Рав Меир БРУК