Еврейские сюжеты обладают внутренней структурой, в которой каждая деталь наполнена множеством смыслов.
История Хануки разделена на два разных аспекта.
Первый — военно-политическая победа евреев над греками.
Второй — чудо в Храме с кувшинчиком с маслом.
С первого взгляда видно, насколько разные эти события. Они отличаются и масштабом, и влиянием, и многим другим.
Победа над греками — это внешнее событие, в котором главными компонентами были военные достижения. Именно поэтому этот аспект Хануки так любим светскими евреями. Спортивные состязания «Маккабиады» — демонстрируют, что светские евреи нашли в Хануке тот аспект, который им понятен, доступен и близок по духу.
Мы соревновались, и мы победили. Мы молодцы, и не забивайте нам голову всякой мистикой, говорят светские евреи, живущие в мире политики, а не в мире духовном.
На фоне этого события история с кувшинчиком с маслом выглядит диаметрально противоположной.
Храм — это место «религиозного засилья».
Зажигание светильника — «мицва», которую столь не любят светские ассимилированные евреи. Более того, вся эта история — сплошное чудо, т. е. «сказки» — на языке тех же светских евреев.
Мы видим, насколько второй аспект Хануки далек (на первый взгляд) от политического аспекта. С другой стороны, с точки зрения религиозных евреев, Храм, заповедь и чудо — «краеугольные камни» бытия. А военные баталии для религиозных евреев — вещь абсолютно далекая.
Почему произошло такое разделение?
Воинственность евреев была общеизвестным фактом во времена библейские. Когда евреи жили на своей земле, они успешно воевали с врагами.
Тот факт, что восстание Бар-Кохбы гигантская римская военная машина долго не могла подавить, говорит о мощи евреев в те времена. Попав в галут, евреи лишились возможности проявлять свою доблесть. И за почти 2000 лет эта часть еврейской жизни «атрофировалась». С другой стороны, ассимиляция, начавшаяся в XIX веке, отрезала евреев от духовных корней. И отрыв от традиции привел к тому, что у евреев «атрофировалась» духовная составляющая.
С появлением «физического» Государства Израиль еврейский народ постепенно восстанавливает свой боевой дух. Печать физического галута постепенно «рассасывается», и евреи приобретают «боевую форму». Сейчас наступило время восстановить «духовное» Государство Израиль, которое бы исправило «атрофию» духовности.
Оба эти аспекта важны для нормального существования нашего народа. Тем не менее у этих двух столь разных аспектов есть и общее.
Военный аспект — это победа малочисленных над многочисленными.
Мистический аспект — это горение «малочисленного» количества масла в течение «многочисленного» времени.
Что нам в связи с этим говорит традиция? Человек живет в двух мирах — материальном и духовном.
В материальном мире оценивается внешнее количество. Чем больше, тем лучше. В духовном мире оценивается внутреннее качество. «Мал золотник, да дорог». Почему небольшая группа евреев победила многочисленную армию греко-сирийцев? Благодаря внутреннему «измерению» — боевому духу.
Боевой дух не измеряется статистикой. Но боевой дух — это то, что приносит победу. Интересно, что понятие «боевой дух» содержит в себе слово дух — духовность. Несмотря на это, данным словосочетанием пользуются и светские люди, понимая, что в битве важным является то, что внутри.
Горение (масла в меноре) — это не просто физический процесс. Это символ духовного света, влияющего на мир. То, что маленький кувшинчик горел долго, на языке символов доказывает, что внутри каждого еврея есть «пинтеле ид», маленькая точка, которая может перевернуть весь мир.
Мидраши проводят параллель между ханукальным кувшинчиком и маслом, которое Яаков возлил на камень после истории с лестницей. А также проводят параллели с Машиахом — царем-«помазанником».
И хотя духовность — аспект внутренний, в нашей традиции принято выставлять ханукальный светильник на окно, чтобы этот духовный свет освещал и трансформировал весь мир. Мир не только внутри отдельного еврея, не только наш народ, но и все человечество, которое через несколько дней удостоится в очередной раз приобщиться к посланию Хануки, глядя на наши светильники, показывающие приоритет внутреннего качества над внешним количеством.
Опубликовал: Рав Меир БРУК