-Уважаемый рав Элиягу.
Переадресую Вам заданный на сайте вопрос, вызвавший много споров: «Уважаемый рав! Я стараюсь соблюдать 7 заповедей. Прошу ответить на следующий вопрос. Является ли нарушением заповеди творить справедливый суд дача взятки преподавателю в вузе при условии, что он её вымогает?»
В дополнение хотел бы спросить: можно ли делать подарок преподавателю от имени группы перед началом экзамена?
Моше,
Санкт-Петербург
— Евреям, а также и неевреям, которые стремятся прожить жизнь достойно, следует (в данной сфере) руководствоваться двумя правилами:
1. Дина де-мальхута — дина (ударения во всех словах на последнем слоге), что в переводе с арамейского означает — «закон государства — закон (и для нас)».
2. Минhаг hа-маком. То есть — (установившийся, принятый большинством) местный обычай (следует соблюдать).
Согласно первому правилу, взятку давать нельзя, ибо это запрещено законом. Однако на практике нередко бывает, что закон в том или ином вопросе не охватывает весь спектр возможных ситуаций. И если однозначного решения в определенной области в нем нет, человеку следует поступать, взяв за основу второе правило — о сложившихся традициях.
Иногда, если первое и второе правила противоречат друг другу, нужно учесть третье:
3. Даже если нееврею что-то будет дозволено, еврею то же действие могут поставить в вину, сочтя его поступок преступлением. И есть немалая вероятность того, что это бросит тень на весь еврейский народ в целом, станет осквернением Имени Всевышнего и спровоцирует преследование той или иной еврейской общины.
Из третьего правила следует, что еврею не стоит пользоваться вторым правилом и в тех случаях, когда неевреи могут его применить. И уж точно еврей не должен выделяться, быть «первопроходцем» в применении второго правила, если оно противоречит закону государства.
Подведем сказанному некий итог в контексте заданного вопроса.
1. Если все или почти все студенты дают взятку преподавателю, еврей (или нееврей, который хочет быть достойным человеком) тоже может это сделать (правило № 2). Но при условии, что он все же достаточно хорошо владеет материалом (это с учетом правила № 3).
2. Если взятку педагогу дает меньшинство студентов, еврею делать это нельзя (правило № 1).
3. Если в учебном заведении принято от имени студентов преподносить подарок преподавателю, евреи (и неевреи упомянутой «категории») могут дать деньги на это (правило № 2). Но передавать подарок педагогу должен кто-то другой (правило № 3).
Опубликовал: Рав Элиягу ЭССАС