Эта история привлекла внимание мировой прессы в семидесятые годы в разгар «холодной войны» и называлась историей самой маленькой отказницы.
Самая маленькая отказница с рождения стала одной из тех, кому был запрещен выезд из СССР.
Этот случай особый — не политический, не экономический, не религиозный.
Для самой маленькой отказницы это был вопрос жизни и смерти.
Джессика родилась в Москве в 1977 году с диагнозом «нарушение пищеварения». Ее организм не переваривал даже материнского молока. Врачи ничем не могли помочь, и девочка таяла на глазах у отчаявшихся родителей, Бориса и Натальи.
За границей этот диагноз не представлял никаких проблем. Дети прекрасно росли и развивались на детском питании, которое можно было приобрести в любом супермаркете. В Союзе его не производили и не импортировали, и дети с таким диагнозом были обречены, как была обречена и Джессика, если бы… Если бы не бабушка. Вернее, если бы бабушка Клара не была такой, какой она была.
Клара (Ландман) Кац родилась и выросла в небольшом еврейском местечке Липканы, которое в те времена принадлежало Румынии, а потом стало частью Молдавии. В 1939 году Клара вышла замуж за Герша Каца родом из того же местечка. В 1941 году фашисты вошли в Липканы, и вся семья Клары, её родители, братья и сестры были сосланы в концентрационный лагерь. Саму Клару и её мужа Герша спасло от концлагеря то, что незадолго до начала войны они поступили в Кишиневский университет и вместе со всеми студентами были эвакуированы в Сибирь.
Много лет Клара не имела никаких сведений о судьбе своей семьи. И все-таки после долгих и упорных поисков она нашла их. К сожалению, не всех. Родители и младший брат погибли по дороге в концлагерь. Три брата и сестра выжили! «Сохнут» помог им выехать в Израиль.
В 1974 году Клара похоронила мужа и осталась одна с тремя сыновьями. В 1976 году младший сын Миша поступил в Гарвардский университет (в 16 лет), и Клара иммигрировала с ним в Америку. Второй сын Виктор присоединился к ним в 1977 году. Будучи уже немолодой, без английского языка, Клара поначалу работала в столовой Гарвардского университета, а затем выучилась на бухгалтера и, как могла, содержала семью, проживая в маленькой квартире.
В 1977 году у третьего сына Клары Бориса в Москве родилась дочка Джессика… Да, да, та самая маленькая отказница.
Борис Кац неоднократно обращался за визой в Америку, но ему постоянно отказывали, якобы потому, что его жена Наталья владела секретной информацией. Это конечно была отговорка, но семью не выпускали, и внучка Клары медленно угасала.
И тут в этой молчаливой еврейской женщине пробудилась невероятная энергия и целеустремленность. Клара Кац поставила перед собой цель — вызволить семью сына и была непреклонна в достижении своей цели. С помощью местных общественных организаций Клара добивалась контактов с политическими деятелями, сенаторами, конгрессменами, обращалась в газеты и на телевидение. Она добралась и до Вашингтона, чтобы предъявить документы в Конгресс. Джессика вспоминает, что бабушке приходилось ночами сидеть со словарём, составляя речи перед тем как наутро обратиться к очередному официальному лицу.
Между тем, продолжая свою борьбу, Клара с помощью различных организаций и туристов переправляла баночки с детским питанием в Москву. Было это очень непросто. Семья Бориса до сих пор поддерживает связь с теми отважными и неравнодушными людьми, которые помогали тогда доставлять в Москву столь необходимое детское питание для Джессики.
К счастью, сенатор Эдвард Кеннеди заинтересовался делом Кац, поскольку оно касалось здоровья ребенка. В сентябре 1978 года, будучи в Москве на международной конференции, он ходатайствовал перед главой Советского Союза Леонидом Брежневым, чтобы семье Бориса Каца было разрешено иммигрировать в Америку ради спасения ребёнка.
И вот однажды поздно вечером Борису позвонил знаменитый советский учёный, тоже отказник, профессор Александр Лернер. Сказал, что ожидает высокого гостя, который хотел бы с ним познакомиться. Когда Борис приехал к Лернеру, в доме уже собралось довольно большое количество известных советских диссидентов и отказников. Был среди них и лауреат Нобелевской премии Андрей Сахаров с женой Еленой Боннэр. Все с нетерпением ожидали сенатора Кеннеди.
Кеннеди приехал в полночь. Все по очереди представлялись сенатору. Когда очередь дошла до Бориса, Эдвард Кеннеди взглянул на него с интересом и неожиданно сказал: «Мне нужно с вами поговорить наедине». Они вышли на кухню, где сенатор сообщил Борису, что ему удалось добиться согласия советского правительства на выезд его семьи в Америку для лечения дочери.
Итак, дело бабушки Клары победило, и её третий сын с семьёй прибыл в Америку. Как говорит Джессика: «Бабушка спасла мне жизнь ещё до того как впервые увидела меня».
Клара Кац умерла в возрасте 85 лет 14 сентября 2006 года в своём доме в Кембридже. Умерла с сознанием того, что она спасла жизнь своей внучке, помогла своим сыновьям добиться того, что все они стали преуспевающими учёными. Борис возглавляет группу информационного поиска лаборатории искусственного интеллекта в МIТ (Массачусетский технологический институт). Виктор — профессор математики в МIТ. Миша — профессор математики в Израиле. Её любимой внучке Джессике сейчас 31 год, она недавно вышла замуж, работает директором организации по обеспечению жильём малоимущих.
Опубликовал: Любовь Гильчик
Вот только о том, сколько и кем денежков на акцию по лоббированию темы о якобы умирающей деточке было дадено, ни словечка..
Они ж скромные ребята в си-ай-эй, просто жуть 😉
Это канешно,подстрекательское и жутко угродающее высказывание на ненормативной мове:)