Не так давно в мире еврейской мудрости произошло знаменательное событие: появился новый подход к комментированию Торы, благодаря которому была создана большая серия комментариев.
Этот подход называется «Праотцы как динамичные личности».
В русскоязычном варианте был записан цикл лекций Пинхасом Полонским — главным редактором издательства «Маханаим».
У этой системы очень интересная история.
Основа этого подхода пришла к нам от великого каббалиста Аризаля.
Самое интересное, что идеи Аризаля, лежащие в основе этого подхода, существовали около 500 лет, но открылись в наши дни. Как такое может быть?
Дело в том, что Аризаль, будучи гениальным человеком, генерировал множество мистических идей. Сам он их не записывал. Его ученик рав Хаим Виталь записал те вещи, которые он счел наиболее важными. Но были и другие ученики, которые сохранили идеи, не запечатленные Хаимом Виталем.
В Алжире существовала семья каббалистов, в которой эти знания от Аризаля передавались от отца к сыну.
Член этой семьи — сын главного раввина Алжира рав Йегуда-Леон Ашкенази после войны переселился во Францию, где добавил к своим знаниям современную европейскую философию. После 1967 года он переехал в Израиль и стал учиться в хевруте (в паре) с сыном величайшего каббалиста рава Кука.
Сочетание идей Аризаля, рава Кука и французского подхода к философии создало новую систему в комментировании Торы.
В чем ее идея?
Обычно мы рассматриваем наших праотцев как идеальных личностей (еврейские «супермены»). Каждый из них представляет сфиру (черту характера): Авраам — хесед, Ицхак — гвура, Яаков — тиферет.
Классический подход считает, что наши праотцы как идеальные личности — не ошибались. Они являются ролевыми моделями.
Динамический подход рассматривает ситуацию глубже. Мы считаем, что в процессе жизни праотцы постепенно вырабатывали в себе важные качества, в процессе развития они могли ошибаться, что не обвиняет их, но отражает их процесс роста.
При этом мы можем использовать знаменитый принцип «На ошибках учатся».
Авраам, олицетворяющий хесед, должен был учиться вырабатывать в себе гвуру.
Один из ключевых принципов, который мы можем применять к себе, — отец должен ценить в сыне не только то, чем сын похож на отца, но и укреплять в сыне те уникальные черты, которыми сын отличается от отца.
Так, Авраам как хесед долгое время тяготел к Ишмаэлю, который тоже выражает хесед. Ицхак — гвура, больше любил Эсава, тоже представляющего гвуру.
Задача создания народа состояла не только в продолжении уже развившихся черт характера, но в добавлении новых.
Тора объясняет, что праотцы в начале родительской карьеры ошибались в своих предпочтениях, но постепенно находили правильный выход.
Второй важный аспект — роль помощников праотцев в исправлении ситуации — играли их жены, праматери Сара и Ривка.
Если отец больше тяготеет к сыну, похожему на него, то мать должна объективно разбираться в детях и помогать отцу делать правильный выбор.
Сара убедила Авраама выгнать Ишмаэля из дому.
Ривка устроила так, что Ицхак благословил Яакова, хотя собирался выбрать Эсава.
Важно понять, почему этот подход раскрылся в наши дни.
Человек должен заниматься самосовершенствованием. Не просто делать карьеру на работе, но работать над волей, сознанием и характером.
Жизнь каждого серьезного человека динамична, мы должны развиваться и быть готовыми к ошибкам, уметь их распознавать и исправлять.
Для этого нам очень важно иметь «учебник динамичной жизни», которым становится Тора благодаря «динамическим комментариям».
Мы не боимся сказать, что «ролевая модель» ошибается, мы говорим, что Тора учит нас исправлению ошибок, и благодаря этому мы можем выстраивать свою личность.
Опыт развития личности — не только еврейский «патент», модели, описанные в Торе, могут во многом быть применены к любому человеку.
С помощью Торы евреи смогут научить человечество правильному подходу к жизни. Именно в этом «избранность» нашего народа, мы выполняем роль учителей для народов мира, а Тора — учебник жизни.
Опубликовал: Рав Меир БРУК