У каждого человека есть внутренний мир. Мы этот мир не видим снаружи. Этот мир не обладает жесткой структурой. С нашим внутренним миром можно работать с помощью моделей, которые его описывают.
За свою историю человечество придумало и освоило множество самых разных моделей. Интересно, что в модели главное не только, насколько она верна, но насколько человек действует согласно такой модели. Т. е. модель должна «работать». То, что модель имеет серьезное влияние, мы увидим из нескольких известных примеров.
Одной из самых разрушительных моделей пользуются арабские фундаменталисты для подготовки шахидов-самоубийц.
В этой модели человеку говорят, что его жизнь — не главная ценность, что очень важно погибнуть, убив как можно больше «неверных», и что за этот «подвиг» человека ждет награда в загробном мире. Человек, «запрограммированный» под такую модель, будет действовать, как живая бомба.
Есть агрессивные модели. Есть модель, говорящая, что вокруг нас все враги. Эту модель применил Сталин в России. В результате миллионы людей попали в категорию «врагов», а другие миллионы этих «врагов» искренне выдавали властям.
В противоположность агрессивной есть модель беспомощно-пассивная. Ее «сделали» под рабов Римской империи из христианской идеи. Рабы были бесправны, и они страдали. Модель вносила смысл и утешение этим людям.
В Америке есть модели, которые «деформируют» общество, программируя его.
Юридическая модель строится на желании получить больше компенсации за ущерб. Как было написано на стикере машины: «Ударь меня — мне нужны деньги».
При этом, если человек упал на улице, многие боятся подойти и помочь ему, чтобы на них не подали в суд. Потом никому не докажешь, что ты хотел помочь. Страховая медицина во главу угла ставит расходы. Человек, оплачивающий страховку, чувствует себя лучше не тогда, когда он здоров, а когда ему выпишут побольше дорогих лекарств за счет страховой компании.
Цель американской школы — не столько научить, сколько не огорчить ученика и его родителей.
Война — часто это столкновение моделей. Столкновение Америки и Ирака — война модели демократии с моделью жесткого порядка. Американцы убрали Саддама — мародеры разворовали страну.
Модель — это упрощение реальности. Важно понять, что осталось за кадром и что важнее в иерархии ценностей.
В современных западных моделях почти абсолютная ценность — жизнь человека, что противоположно модели, «готовящей» шахидов.
В психологии создано очень много интересных моделей. Все они работают, хотя устроены по-разному. Рассмотрим суть моделей Фрейда и Юнга.
Фрейд «делил» человека на три части. Одна часть — «собрание» инстинктов. Другая часть — собрание рамок и запретов. И главная часть — эго (по Фрейду), ищет баланс между двумя первыми частями, между «хочу» и «могу» (в смысле разрешено). У Фрейда в модели нет целей. Главное- поддерживать эго в порядке, защищая его от перегибов с разных сторон.
Рассмотрим модель Юнга. Человек рождается, ощущая себя единым со всем миром. Когда его отлучают от груди, он начинает сознавать себя, противопоставляя всему.
Эта часть, которая формируется, у Юнга тоже называется «эго», но имеет другой смысл, чем у Фрейда. Согласно Юнгу, первую половину жизни человек «выращивает» эго. Роль эго — социальное самоутверждение, автономность от родителей. Эго говорит миру: «Найми меня, я могу делать эту работу». Эго «общается» с внешним миром.
Согласно Юнгу, во второй половине жизни пробуждается часть, названная им Self. Эта идея Self — то, что реализует призвание человека. Юнг пишет, что если к Self не прислушиваются, оно «атакует тело, проявляется через сны, порождает эмоции», хочет обратить на себя внимание.
Согласно Юнгу, взрослый человек должен осуществить реализацию Self, а эго сделать «подчиненным». Отношения Self-эго должны стать похожими на отношения хозяина и менеджера.
Модель Юнга очень похожа на еврейскую модель. Self Юнга — это душа в еврейском понимании. И если мы подробнее изучим модель Юнга, то увидим, что система еврейских заповедей — это механизм развития и поддержки Self, а идея Б-га — это идея той силы, которая помогает нам в развитии этой части личности.
Через модель Юнга современный человек может понять многие вещи в еврейской традиции, причем, выраженные современным языком.
Опубликовал: Рав Меир Брук