— Здравствуйте!
Если все не случайность и происходит по сценарию, закодированному в Торе (чему верю), то и наш свободный выбор для Создателя должен иметь заранее известный Ему результат. Иначе же может получиться сбой (например, все евреи станут верить в Создателя и соблюдать его заповеди через год, а не после всех войн и бед, что предвещают пророки перед приходом Машиаха).
От этой мысли веет безысходностью. Пытаюсь избежать ее на своем тернистом пути к Создателю.
Заранее благодарю за ответ.
Нешер, Израиль
— В высказанной Вами мысли содержится не безысходность, но осознание абсолютной (то есть на все времена) ограниченности возможностей человеческого разума.
И только тот, кто сознательно (или пусть даже неосознанно) обожествляет себя или вообще человека (или пребывает в плену рукотворных религий, что, по сути то же самое), действительно испытывает чувство метафизического (сущностного) отчаяния от того, что не может согласовать свободу выбора со способностью предвидения.
Но на нашем, как Вы выразились, «тернистом пути к Создателю» (этот путь тернист — для каждого из нас, не только для Вас), мы постепенно начинаем понимать, что у нас есть величайшие возможности, позволяющие нам вносить Добро в этот мир. И одновременно с каждым шагом яснее осознаем собственную ограниченность в познании Всевышнего. Ибо Он — Творец (вне времени и вне пространства), Первопричина всего и Управляющий всем. А мы — сотворенные Им существа…
И в заключение подчеркну, что Ваше соображение, что пророки предвещают всяческие беды, не соответствует действительности. Такого нет и быть не может. Пророки лишь раскрывают нам причинно-следственные связи, существующие между уровнем и качеством нашего соблюдения законов Торы и теми или иными наказаниями, которые мы можем получить за их несоблюдение. Но они никогда не могут конкретно и точно сказать, что должно случиться что-то плохое.
Потому хотя бы, что свобода выбора действительно нам дана. И тешува, то есть возвращение на пути Всевышнего, увеличение количества и качества соблюдения законов Торы, смягчают или даже отменяют Небесный приговор.
Опубликовал: Рав Элиягу ЭССАС