— Шалом, уважаемый рав Эссас!
Спасибо вам за важную и интересную работу, которую вы ведёте.
1. Что за создание Змей из книги «Брешит»? Трудно поверить, что он был таким же животным, как животные в привычном нам смысле. Ведь он разговаривал с Хавой и соблазнил её вкусить плод от Дерева познания Добра и Зла.
2. Почему Всевышний не разгневался сразу, после того как Хава вкусила запрещённый плод?
3. Какие плоды росли на Дереве Мудрости?
4. Надо ли воспринимать то, что написано в этой главе, дословно?
5. Предположение: может быть, и не было у Адама и Хавы другого выхода, чем познать Добро и Зло, т. к. это входило в Его План управления миром?
Михаил,
Израиль
— Хотя я и просил посетителей сайта не задавать более одного вопроса, в данном случае отвечу на все по порядку, поскольку они — на одну тему. Но прежде отмечу, что все, что написано в книге «Брешит» о Сотворении мира, относится ко многим духовным мирам (которые условно можно представить, как некие «этажи»). И одновременно — все имеет свое отражение и в нашем мире, «на самом нижнем этаже».
1. Змей, о котором говорится в «Брешит» — духовная модель представленной нам Творцом возможности думать, чувствовать и ощущать, что мы «вполне автономны» от Него. Кроме того, у Змея были и другие качества, привнесенные в мир при Сотворении.
2. В ряду краеугольных принципов Управления миром, заложенных при Сотворении, был принцип рахамим, то есть «долготерпение». Одну из граней этого принципа можно выразить такой фразой: «Творец не смерти ослушавшегося Его желает, но — исправления». Процесс исправления мы называем тшувой.
Поэтому, когда плод был съеден, Всевышний и задал Адаму известный вопрос: «Где ты?». Тем самым предоставляя Адаму и Хаве возможность начать процесс тшувы. Однако они на тот момент не были к этому готовы… И результатом стало изгнание Адама и Хавы, иначе говоря, их духовное «уменьшение». И начался растянувшийся на шесть тысяч лет процесс «возвращения»…
3. Речь — о духовных плодах. На земле, в нашем мире, их свойства проявляются в зернах пшеницы, ягодах винограда и в плодах некоторых других растений. Нет смысла приводить полный список. Ибо значение для нас имеет не то, что это был за плод, но его свойства.
4. Изучать Тору надо старательно, добросовестно, ежедневно. Читая последовательно (не обязательно одновременно) многие комментарии.
При этом надо всегда помнить, что тексты Торы имеют множество смысловых слоев, каждый из которых — исключительно важен. И наша задача — прилагать усилия к тому, чтобы достичь углубленного (насколько позволит Всевышний!) понимания заложенных в Торе смыслов.
5. У нас нет совершенно никакой возможности согласовать нашу свободу выбора с Предвидением Творца, то есть — с Его Планом.
Однако для выполнения того «командировочного задания», с которым Творец посылает человека в наш мир, нам это и не нужно. n
Опубликовал: