Расставить скобки

Есть в Торе и Танахе несколько историй, которые напоминают известную поговорку: «Начали за здравие, кончили за упокой». В начале историй идет полный успех, который довольно быстро превращается в массу неприятностей.

Разберем две таких самых знаменитых истории.

Первая история — связана с Иосефом. Книга «Брешит» заканчивается тем, что Иосеф находится на вершине славы, все его родственники чувствуют себя замечательно.

И далее, сразу с начала книги «Шмот», мы видим евреев уже в состоянии бесправных рабов, над которыми все издеваются.

Вторая история связана с царем Шломо. При его правлении Израиль достигает вершины славы. Все хотят дружить с евреями, Иерусалимский Храм становится духовным центром мира.

И далее после смерти Шломо происходит страшный раскол Израиля на два царства, начало упадка, который заканчивается исчезновением десяти колен и Вавилонским пленением остальных евреев.

У нас всегда по поводу этих историй есть чувство непонимания такого странного поворота событий. Есть два вида ответов на наше недоумение.

Первый вид ответов «пшатный» (т. е. буквальный) ищет корень проблемы в ошибках Иосефа и Шломо. Также история с Египтом рассматривается как пример всех изгнаний, когда евреев встречали с почетом, а впоследствии выплескивали на них антисемитизм.

Все это правильно. Но существует еще один важнейший принцип, который нам надо понять в этих историях.

Главная суть Торы — Б-г через Тору шлет нам послания (messages).

Сказано мудрецами: «Маасэ Авот — Симан леБаним», что означает, что истории с Праотцами являются демонстрацией принципов, которые сыновья (т. е. мы с вами) должны распознавать и воплощать в своей жизни.

Начнем с Иосефа.

Книга «Брешит» строит эволюцию человека — от Адама Ришона (первого) до Иосефа-цадика (праведника).

Цепочка Авраам-Ицхак-Яаков-Иосеф презентует развитие системы сфирот, они же — развитие качеств характера (мидот).

Иосеф оказывается идеальным персонажем, ролевой моделью, которой в Торе посвящено много места, чтобы мы могли выучить максимум из его жизнеописания. Далее, Тора ставит точку (или закрывает скобку).

История с потомками сыновей Яакова в Египте — это уже совершенно другой этап. Идет речь о еврейском народе. И народ должен вести свою родословную с «нуля», т. е. с самого начала.

Т. е. Иосеф — это финал одной схемы, потомки сыновей Яакова- это старт другой схемы. И мы не должны их смешивать, а наоборот, анализировать как две разные схемы.

История Шломо- это финал второй схемы. Евреи проходят путь от последних рабов в Египте до вершины славы при царе Шломо. Эта схема- тоже модельная. Она презентует нам принцип взросления народа.

В ней также ключевую роль играет цепочка лидеров, от Моше, Иеошуа, судей, до царей Давида и Шломо.

Итак, ряд от египетского рабства до царства Шломо — это еще один модельный ряд, с помощью которого Тора описывает непростой путь становления народа и его лидеров, проходящий через важнейшие узловые моменты, каждый из которых несет нам свои послания.

После царя Шломо происходит новый «сброс», переход в новую эпоху.

Эта эпоха — та, в которой мы живем. Она должна привести к тому, что мы научимся выстраивать самих себя- подобно праведнику Иосефу. И строить народ с государством, подобно царству Шломо.

То, что мы сами и наше государство еще не идеальны, говорит, что мы еще в пути. Из историй Иосефа и Шломо можно выучить много интересных аспектов.

Один из них: оба этих персонажа играли важную роль в нееврейском мире. Иосеф спас не только Египет, но и весь мир от голода.

Шломо построил Храм, в котором приносили жертвы не только евреи, но и все народы мира. При Шломо народы мира уважали не только царя и Храм, но и все еврейское государство, стремясь дружить с ним. При этом оба наших героя подчеркивали еврейство в своей жизни.

Оба они нашли баланс, как, будучи праведным евреем, сделать весь мир лучше.

Сейчас, к сожалению, почти все евреи «разбежались» в два противоположных лагеря. Религиозные евреи в большинстве своем замкнуты в своих общинах и не влияют на окружающий мир. Светские евреи пытаются повлиять на все человечество, потеряв при этом свое еврейское послание миру. Иосеф и Шломо демонстрируют нам правильный баланс.

Выделив две «финишные» точки и глубоко проанализировав личности Иосефа и Шломо, мы сможем понять послание Торы и воплотить его в своей жизни. n

Опубликовал: Рав Меир БРУК

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора