Власть, чтобы нормально функционировать, должна иметь моральную оппозицию. В государствах евреев в давние времена оппозицией власти были пророки. Предсказания и ясновидение представляли незначительную часть их активности, но доказывали, что через пророков приходит истина. Главным были моральные поучения. На моральных поучениях еврейских пророков в большой степени основана современная этика.
Власть могла слушать пророков, как царь Давид, который раскаялся в истории с Бат Шевой после упрёка пророка Натана, а могла и преследовать их. Так пророк Элиягу прятался в пещере от злодейки царицы Изевель, которая хотела его убить, а пророк Ирмиягу за свои слова был заточён в темницу царём Цидкиягу.
25 веков назад пророчества прекратились. Но место пророков не осталось пустым. Пушкин в своём программном стихотворении «Пророк» услышал «Б-га глас» — «глаголом жги сердца людей». Деятели культуры в разных странах и обществах брали на себя роль моральной оппозиции.
В СССР неудобства, связанные с духовной оппозицией культуры «самому передовому учению», разрешали двояко. К непокорным пророчествующим, таким, как гениальный Мандельштам, применяли метод злодейки Изевель, других же купили, создав для них специальный реализм — социалистический. В этом реализме всё должно было быть так, как желали власти.
В Соединённых Штатах, конечно, такой симбиоз идеологии власти с культурой, такая покупка душ артистов, как соцреализм, невозможна. Или всё же возможна?
Государственный фонд поддержания искусства — National Endowment for the Arts (NЕА) — c бюджетом в 155 миллионов на 2009 год является предметом разногласий между консерваторами и либералами. Консерваторы считают, что культура должна развиваться по своим законам и деятели культуры не должны зависеть от власти. Частные фонды тратят миллиарды на поддержание всяческих проектов в области культуры, поэтому NЕА следует попросту закрыть. Мнение либералов противоположно.
Недавно появилось в печати, что ещё в августе этого года один из руководителей NЕА Йоси Сержант провёл часовую телеконференцию с получателями грантов от NЕА. Руководство NЕА предлагало деятелям культуры, которых оно субсидирует, воспеть политические проекты президента Обамы в области здравоохранения, энергетики, окружающей среды, большой популярностью у населения пока не пользующиеся. Это ли не воссоздание метода соцреализма, когда государство покупает деятелей культуры, указывая тем, какую реальность изображать? Остаётся ждать появления американских «Поднятой целины» и «Кавалера Золотой Звезды».
Впрочем зачем ждать? В Интернете появился ролик с детьми города Бурлингтона в Нью-Джерси, которых в школе обучают песням об Обаме. Ветераны советской жизни помнят:
«Я маленькая девочка,
играю и пою,
Я Сталина не видела,
но я его люблю…»
Как и положено соцреалистам, песни, которыми муштруют детей в Бурлингтоне, бездарны. Нашёлся и плагиат. Я прочёл, что в старом «спиричуэле» «Джизус любит маленьких детей» Джизуса заменили на Барака Хусейна Обаму и двинули песню в воспитательный процесс.
Не пойму, как позволил такую замену размер строфы.
И если деятелей культуры купят, то кто будет выступать моральной оппозицией власти? n