Есть на свете два миллиардера, и оба Михаилы. Первый живет в Нью-Йорке, и в форбсовском списке богачей стоит на 17 месте с капиталом в 16 млрд. долларов. Ему 67 лет, капитал нажит собственным трудом, сфера бизнеса — новости, гражданство — США, семейное положение — разведен, с двумя взрослыми детьми. Второй живет в Москве и в списке Форбса занимает 40 место. Денег у этого Михаила 9,5 млрд. долларов, ему 44 года, капитал, опять же, заработанный, а не унаследованный, сфера бизнеса — инвестиции, гражданство российское, семейное положение — холост. Фамилия первого миллиардера Блумберг, он заканчивает вторые четыре года на посту мэра Нью-Йорка и почти наверняка останется на третий срок. Фамилия второго миллиардера Прохоров, его считают самым богатым человеком в России после постигшего весь мир финансового удара, и в политику он по установленному властями этой страны правилами не лезет.
Наш Михаил родился 14 февраля 1942 года в Бостоне. Его матери Шарлотте Рубенс-Блумберг исполнилось 100 лет. Дочь иммигранта из царской России и нью-джерсийской еврейки, она прекрасно себя чувствует. Александр или Эрик Блумберг, дедушка Майкла по отцу, тоже иммигрировал в США из Российской империи. В начале трудового пути наш Михаил подсчитывал стаки и бонды в банковском подвале-сейфе компании Salomon Brothers, где стояла такая жара, что приходилось раздеваться до трусов. В 1981 году его оттуда уволили, но на прощание дали 10 млн. долларов, на которые Блумберг и начал свою самостоятельную карьеру. В 1982 году на вырученные от продажи акций Salomon Brothers деньги он основал компанию Bloomberg News, которая собирала, анализировала и продавала информацию о состоянии финансовых рынков.
Сейчас в бизнес-империю Блумберга входят телестанции и радиоканалы, не говоря уже о всемирной компьютерной сети финансовых новостей. В 2008 году его состояние оценивалось в 20 млрд. долларов, и на кризисе он потерял 4 млрд., но по-прежнему считается восьмым самым богатым американцем. У нашего Михаила особняк на Ист 79 стрит, между Мэдисон и Пятой авеню в Манхэттене, дома на лыжном курорте в Колорадо и в Вестчестере под Нью-Йорком, а также на Бермудах и Лондоне, где особняк Блумберга на Cadogan Square стоит 30 млн. долларов. По личным делам, вроде недавних похорон сенатора Эдварда Кеннеди, Блумберг летает в своем самолете Dassault Falcon 900EX. Личную жизнь наш Михаил не афиширует, устраивает скромные приемы в своем доме или казенной резиденции Gracie Mansion на Ист-Энд Авеню и 87 стрит, сам не курит и другим не дает, играет в гольф и любит французские вина. От зарплаты мэра Майкл Блумберг отказался и получает символический один доллар в год, который тратит с толком.
Михаил Прохоров родился 3 мая 1965 года в Москве. Отец его работал заведующим лабораторией Главпрофобра, мать заведовала кафедрой полимеров в Московском институте химических материалов. Этот Михаил закончил английскую спецшколу, отслужил в армии и по рекомендации райкома комсомола поступил в престижный Московский финансовый институт на факультет международных экономических отношений, где, кстати, учился вместе с другим российским олигархом Олегом Дерипаской. Получив диплом специалиста по проблемам прогнозирования валютного курса в условиях рыночной экономики, Прохоров сходу стал начальником отдела управленческого ведомства Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС). Тогда же вместе с нынешним губернатором Красноярского края Александром Хлопониным он наладил производство модных в то время «вареных» джинсов. Роли в их кооперативе распределялись четко: Александр заведовал производством, где трудились студенты родного института, а Михаил распространял «самопальные» штаны среди коллег в банке.
Сейчас он самый богатый человек России, президент частного инвестиционного фонда «Группа ОНЭКСИМ», председатель совета директоров ОАО «Полюс Золото» и генеральный директор горно-металлургической компании (ГМК) «Норильский никель». В мае 2008 года Forbes оценил состояние Прохорова в 22,6 млрд. долларов, и он был богаче Блумберга, но через год кризиса российский Михаил «стоил» всего 9,5 млрд. В августе прошлого года пошли слухи о покупке им за 496 млн. евро виллы Leopolda в Villefranche-sur-Mer на французском Лазурном берегу, что было бы рекордом цен частной недвижимости, но слухи эти угасли не подтвердившись. Какой у Прохорова самолет, не уточняется, но в печати промелькнуло, что он стоит 60 млн. долларов. Живет Михаил Дмитриевич в Москве, но в апреле 2009 года прописался в поселке Еруда Красноярского края, объяснив свое решение тем, что должен платить налоги там, где зарабатывает деньги.
Тратит он их, однако, не в Еруде, а на фешенебельных французских курортах Лазурного берега и в горнолыжном Куршевеле. Говорят, что на Nikki Beach, на вечеринке в Voile Rouge, российский Михаил поставил местный рекорд по обливанию фотомоделей коллекционным шампанским, опорожнив на них 260 бутылок по 300 евро каждая. По подсчетам журналистов, за зимний сезон 2006 — 2007 года Прохоров потратил в Куршевеле 20 миллионов евро, заказывая вино за 13 тыс. евро бутылка. (Траты эти нельзя считать безумными, так как бутылка Chateau Lafite-Rothschild может стоить вдвое дороже.) Оба Михаила «протягивают ножки по финансовой одежке», у обоих личные самолеты и благотворительные фонды, и если американский Михаил почти вдвое богаче, то российский чуть ли не на фут выше.
В автобиографии «Bloomberg, by Bloomberg» наш Михаил признался, что любит погулять («I like to go out and party»). Прохорова в России называют самым подходящим женихом, а Блумберг в 1993 году после 18 лет брака развелся с матерью двух его дочерей Сюзен Браун и благонравно коротает дни и ночи с 54-летней финансисткой Дайаной Тейлор. В такие истории, как жуир и бонвиван Прохоров, наш Михаил не попадал. В январе 2007 года Прохорова и еще 25 человек задержали в Куршевеле в рамках расследования французской полицией дела об организации международной сети проституток. Задержанных отправили в город Лион и продержали под стражей в течение трех дней, после чего отпустили без предъявления обвинений. В мае 2007 года трое из семи арестованных в Куршевеле россиянок обратились в суд французского города Шамбери с жалобой на незаконное задержание. Сам Прохоров проходил по делу как свидетель-подозреваемый, и 7августа 2009 года дело в отношении его было закрыто «за отсутствием состава преступления».
Двухметровый рост обязывает любить баскетбол, и в Москве Прохоров купил часть баскетбольного клуба ЦСКА. А недавно стало известно, что он покупает нью-джерсийский клуб Nets и финансирует постройку стадиона Nets в бруклинском районе Атлантик-Ярдс. Владелец клуба Брюс Ратнер рассчитывал вложить в этот проект почти 5 млрд. долларов, и деньги российского олигарха придутся очень кстати, так как до конца года Ратнер должен начать строительство или потерять 700 млн. долларов налоговой поблажки. По условиям сделки, принадлежащий Прохорову инвестиционный фонд «Группа ОНЭКСИМ» покупает 80 % акций Nets, 45 % акций нового стадиона Barklay Center, а также 20 % акций проекта, по которому на участке земли площадью 22 акра будут построены жилые и офисные высотки. Прохоров также расплатится с немалыми долгами Nets и в общем выложит Ратнеру 200 млн. долларов задатка, а остальное отдаст в будущем.
Так получается, что в ближайшее время пути двух миллиардеров-Михаилов могут пересечься в Нью-Йорке. Коротышка Блумберг в баскетбол не играет, но в гольфе может дать Прохорову фору. Завсегдатаи баскетбольных площадок на Вест Третьей авеню и Авеню Америка в манхэттенском Гринвич-Вилледже говорят, что для Nets российский Михаил — большая удача, так как, во-первых, его ЦСКА постоянно выигрывает, а во-вторых, он сам игрок и может давать дельные советы. Рост Прохорова в данном случае не пугает. 39-летний Эрик Чамберс по прозвищу Баттер играет на площадках в Гринвич-Вилледж почти каждый день 22 года подряд и уверен, что для победы здесь главное не размеры, а «быть гладиатором», то есть дух!
А как насчет погулять? Готов ли Нью-Йорк окружить Михаила Прохорова ресторанным теплом и заботой? У Марка Якоу, менеджера модного манхэттенского клуба Scores New York на Вест 28 стрит и 10 авеню в этом нет сомнений. По словам Марка, пожелай Прохоров посетить их, российского олигарха встретили и обслужили бы, как короля, приставили бы ему личную охрану. В Scores можно отлично отужинать и выкурить сигару, что в Нью-Йорке редкость, благодаря нашему Михаилу, а иностранными знаменитостями и ценами там не удивишь. Лет пять назад там погулял Таухидул Чаудхури, муж бангладешской дипломатки из миссии этой страны при ООН, и за проведенные в Scores полночи ему дали счет почти на 130 тыс. долларов. В сентябре 2003 года в Scores наведался австралиец Кевин Рад, который тогда представлял свою страну в ООН. Через четыре года, когда Рад возглавлял Лейбористскую партию Австралии и был в оппозиции, ему пришлось публично извиниться за визит в нью-йоркский клуб как за возможное оскорбление морали избирателей.
В связи с тем, что новый стадион Прохорова расположен в Бруклине, корреспондент New York Times Джеймс Баррон направляет российского Михаила прямиком на Брайтон-Бич, а там советует посетить ресторан «Националь», цитируя при этом некую Сэйди С., которая оставила отзыв на ресторанном сайте Yelp.com в Интернете. «Сюрреалистическое шоу, — написала Сэйди, — девочки из ревю, мальчики под девочек, оркестры, 20 перемен костюмов и множество номеров». Вино в «Национале» дешевле, чем в Куршевеле, но в 60-й участок Прохорова не потащат, кого бы он с собой ни привел.
В Манхэттене Баррон рекомендует российскому Михаилу ресторан «Russian Tea Room» на Вест 57 стрит, где очень советует отведать cavitinis — водку с огурцом и черной икрой. Стоит эта выпивка и закуска 25 долларов, и, по словам вице-президента «Русской чайной» Кена Бибераджа, «икра как бы парит над огурцом». Сколько cavitinis сможет осилить Прохоров, Биберадж не знает и знать не хочет, главное — «в Нью-Йорке можно купить все что угодно».
А наш Михаил водку не пьет. В День независимости 4 июля 2003 года Майкл Блумберг сидел на траве бруклинского Проспект-парка, попивал винцо и слушал Нью-Йоркский филармонический оркестр. Кто-то из меломанов предложил мэру глоток водки, но получил вежливый отказ. Купить себе баскетбольный или какой другой клуб нашему Михаилу ничего не стоит, но не мэрское это дело, а в бывшем СССР олигарх без собственной спортивной команды — ноль без палочки.