Разговор перед гильотиной

«И вот благословение, которым благословил Моше, человек Б-га, сынов Израиля перед своей смертью». Начнём с конца. Раши уточняет: «Непосредственно перед смертью». Время кончилось, делай самое главное. И строгий руководитель, который только что спел свою «лебединую песню» упрёков и наставлений ученикам (глава «Гаазину»), благословляет будущее народа. Причём, в отличие от праотца Яакова, не использовал ни одного жёсткого слова! Единственные, кого Моше не смог поддержать без оговорок, — колено Шимона. То, что взбунтовалось в Шиттим, требуя права на «интермериджи». И Моше не упоминает его вовсе, включая в общее благословение народа!

Времени так мало, что Учитель обращается к массам, не выделяя личностей. Уже прилетел за его душой Ангел смерти. Он же — Сатана-обвинитель, он же злое начало… Но Моше «схватил и скрутил его» (не смей возражать!) и заставил молча дожидаться, пока народ будет благословлён.

Многие комментаторы подчёркивают величие духа «отца пророков». Евреи войдут в Страну Израиля, к которой вёл их Учитель. А он лишь взглянет на неё перед смертью с вершины горы Нево… Наказан Моше (как и его брат Аарон) за справедливый упрёк евреям в Мей Мерива. Народ грешил — вождь упрашивал Б-га помиловать его, даже «ставя на карту» собственную жизнь. Теперь ему подписан смертный приговор, но «народ безмолвствует» (эту знаменитую фразу из «Бориса Годунова» Пушкин позаимствовал здесь)! Можно гневаться? А Моше благословляет, и как!

Частичка «и» («вав» на иврите) соединяет этот текст с прошлым. «Благословение Моше началось там, где закончилось благословение Яакова». Продолжая линию поддержки народа его праведниками (буква «вав» — просто линия, и оба благословения начинаются с неё). «Вав» же и завершает пасук, им Моше передал право благословлять будущим пророкам и мудрецам. В частности чтение «теилим», псалмов Давида, к которому мы постоянно прибегаем для защиты и помощи, берёт силу отсюда. Говорит Мидраш Теилим, что Моше — автор 11 псалмов (от 90 до 100), по числу упомянутых колен (12 минус Шимон). И остальные псалмы связаны с главой «Везот Абраха».

Моше дополнил и «исправил» благословения злодея Бильама. Те, «которыми питается наш народ до конца этого мира». Колдун построил 7 жертвенников (чтобы проклясть нас), но дал лишь три вынужденных благословения. Причём начинал их с более приземлённого имени «Яаков». Моше дарит своё 4-е в Торе, последнее благословение евреям, называя их возвышенным именем: «сыны Израиля». Итого 7.

Наконец «и» соединяет нас с концом предыдущей главы, где Всевышний обещал ввести евреев в Страну. «Как Он выполнит это обещание, так же и утвердит благословения Своего любимого слуги».

Говорят, что все пророки учились на примере Моше. Сифри приводит длинный перечень пророчеств, где вначале суровый упрёк, а в конце — доброе обетование и благословение. Иначе работают многие религии, реклама. Да и дурное начало человека. «Товар» расхваливается, чтобы увлечь, заманить, принудить. А здесь задача — дать человеку инструмент для приближения к истине. Для самосовершенствования и создания гармоничного общества. Путь Торы, путь доброго начала — от осознания тьмы. От её преодоления к свету. Ведь каждая искренне выполненная заповедь, каждый новый аспект миропонимания делает тебя иным. На языке мидраша — «сотворяет новый духовный орган».

Скажем несколько слов о череде праздников, ведь Тишрей — самый «праздничный» месяц еврейского года. Обратите внимание на их порядок и логику. Подготовка (предыдущего) месяца Элул и первый день Рош Хашана — человек уходит в глубину, даёт искренний отчёт себе и Создателю обо всей своей жизни. Суд первого новогоднего дня: «Все обитатели проходят перед Ним, как овцы перед пастухом» — индивидуален. Второй день Рош Хашана — в основном учитывается, что за влияние ты оказываешь на других, какой ты член общества? Йом Кипур — разлитое по миру «море милосердия» открывает сердца людей к Создателю и друг к другу. Не случайно многие люди, весьма далёкие от Традиции, в этот день постятся и приходят в синагоги.

Следом весёлый Суккот — мы оставляем толстые стены домов и собираемся в маленьких временных шалашиках. В прообразах той «единой Сукки из шкуры Левиатана, в которой Всевышний соберёт Свой народ в конце времён». А завершение этой линии праздничного объединения — Симхат Тора, когда мы дружно пляшем и радуемся дарованной всем поколениям единой Торе. Вспоминая условие получения

Б-жественного Закона: «Единый народ — единое сердце».

Да прекратятся всякие наши межеврейские дрязги, и да объединимся мы (а за нами и весь мир) для служения Единому Создателю! С праздником! n

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора