Трудно же поверить, что это написано почти 3500 лет назад: «Они пробуждали Мою ревность небогом, гневили Меня своими суетами; и Я досажу им ненародом, народом подлым гневить буду их». Это о наших «миролюбивых» соседушках? Воспитывают они детей с рождения террористами? Воруют, что не заперто? Наркотиками торгуют? Друг над другом измываются? Да и народом их объявили с подачи товарища Суслова 40 лет назад.
Да, да не только. Посмотрим, как комментируют наши учителя этот острый кусочек прощальной песни Моше. Вот слова рава Герца: «Евреи поклонялись божествам, в которые сами не верили (лишь бы найти повод делать что хочешь). Мера за меру — Творец накажет их народом диким и аморальным. Захватив страну, те будут просто грабить, не думая о развитии экономики». Каково первое действие арафатовских «комсомольцев» при входе в подаренную Газу? Разгром главпочтамта. Артезианские источники под сектором Газы уже безнадёжно засалены от хищнического водопользования…
Рав Герц опирается на Раши и Рамбана. Раши говорит об атеизме («гневили тем, что не божественное» (даже в их понимании). А Рамбан о политеизме, магизме, шаманизме («демонами, ведь нет Б-жественного, кроме Б-га!»). Очень интересно ивритское написание имён. «Демоны» — «шедим», вавилоняне часто названы в Танахе «касдим». Технически это имя одного из трех больших народов, населявших Междуречье. Касдим пишется одинаково с «кешедим», «как демоны». Выходит, наказание, на языке символов, «мера за меру»…
О природе же «касдим» есть у мудрецов разночтения. Все согласны, что они «ненарод» (согласно многим пасукам Танаха). И пророчество о «гневлении ненародом» относится к разрушению Первого Храма и еврейского государства вавилонянами. Но то ли они «ненарод» в силу примитивности своей культуры и письменности, то ли — поскольку отказались от участия в строительстве Вавилонской башни и потому не перечислены среди 70 основных народов («языков»)? Тех, на кого Создатель разделил человечество в наказание за гордыню. И после «рассеяния народов» на обжитую, но опустевшую вавилонщину пришли потомки не запятнавших себя участием в общем грехе.
«Подлый народ» в этом контексте оказывается римлянами. «Ибо встали они безжалостно против своих братьев». Исторически известно, что не только римская идеология силы и государственности, но и часть патрициев являлись прямыми (по крови) потомками нашего боевитого братишки. А уж о нравах этой великой империи, особенно начиная с конца I века (разрушения Второго Храма и постепенного набора силы христианством) — пожалуйте в исторические учебники. Даром что основой современных правовых систем Европы стало пресловутое «римское право»…
Сифри предлагает в качестве «подлого (падшего) народа» жителей Берберии, Матуны и Матруны, которые «ходят в обществе голыми, а нет подлее в глазах Создателя, чем это» (пожалуйста, без ассоциаций с нынешней улицей!). Но обратимся к звучащему ещё современней. Авней эзер: «Во времена, когда Израиль отходит от Торы ради суетных пустяков, подражая обычаям других народов, и преходящие фантазии становятся в их глазах важнее заповедей вечной Торы — восстают на них и начинают преследовать их народы, потерявшие человеческий облик, убивая безо всякой цели и смысла».
Вот что скажет про эти «суеты» (буквально: «пар») Сифтей коэн: «Знают о пустоте их, подобно пару над кастрюлей с колдовским отваром. «Мистические» игры с религиями и медитациями народов как бы ослабляют влияние небесного воинства (на земную жизнь). И в итоге служат они даже не идолам, а пузырям над кастрюлей. И приходит против них даже не народ…» Приходят, например, кутим, смесь племён, расселённых Санхеривом на месте десяти изгнанных колен и пытавшихся воспрепятствовать строительству Второго Храма.
Восклицает царь Давид: «Сказал подлец в сердце своём — нет Б-га!» Подлецом назван Аман — организатор попытки Холокоста в Древней Персии. Этим именем зовётся еретик и отступник. «Но ведь еретик может вполне прилично вести себя с людьми, не правильней ли называть этой низменной кличкой вора и убийцу?» — удивляется рав Моше Розенштейн. И объясняет: всё правильно! Главное определение подлеца — чёрная неблагодарность. Он платит злом за добро. Сказавший «нет Б-га» — Того, кто даровал ему великолепный мир и саму жизнь, Кто создал его и поддерживает — до предела неблагодарный человек. И тогда за бунт «ненарода» — атеистов и отступников внутри Израиля, за бездушное внешнее соблюдение Закона частью религиозных людей (без Б-га в сердце)… Приходят превратившиеся в геен толерантные и образованные немцы середины ХХ века, современные «мусульманские фундаменталисты», сотворившие из своей веры агитку для оправдания дикости и зверств…