Во времена Первой мировой войны царские власти внушали народу, будто причиной поражения русской армии является «еврейский шпионаж». А буденовцы при наступлении убивали евреев за тот же самый «шпионаж». А при отступлении они уже громили все местечки на своем пути.
Глубинный антисемитизм присутствовал в среде красноармейцев. Лучшим тому свидетельством является «Конармия» Бабеля, разоблачившая жестокость многих героев Гражданской войны: «… Развернули штандарты и под звуки гремящего марша ворвались в Берестечко… Прямо перед моими окнами несколько казаков расстреливали за шпионаж старого еврея с серебряной бородой. Старик взвизгивал и вырывался. Тогда Кудря из пулеметной команды взял его голову и спрятал ее у себя под мышкой. Еврей затих и расставил ноги. Кудря правой рукой вытащил кинжал и осторожно зарезал старика, не забрызгавшись» (Новелла «Берестечко»).
Опубликованные материалы НКВД по делу Еврейского антифашистского комитета (ЕАК) свидетельствуют о подметном антисемитизме, который не утихал и после Холокоста. Чекисты перехватывали письма членов ЕАК, прослушивали их разговоры, о чем докладывали в спецсообщениях в ЦК ВКП (б):
Сотрудник ЕАК Л. А. Гольдберг высказался: «… Антисемитизм идет у нас сверху, чем очень искусно пользуются, чтобы отвлечь недовольство за плохое снабжение, за все материальные тяготы. Мы многому научились у немцев, в частности и этому».
Согласно сообщению майора А. Л. Клячко: «… Антисемитизм глубоко пустил корни среди генералитета и офицерства».
Увы, антисемитизм пустил глубокие корни и среди младшего состава советской армии. Я знаю об этом не понаслышке. Об этом говорил мой отец, прошедший всю Вторую мировую и прослуживший в армии до 1962 г. Об этом свидетельствует и мой опыт срочной службы в рядах славных Вооруженных Сил.
Одним словом хамство и антисемитизм в российской армейской среде — непреходящее явление.
Виктор СНИТКОВСКИЙ,
Бостон
Опубликовал: