— Уважаемый раввин!
У меня есть некоторая сумма денег, часть из которой я решил перечислить в благотворительный фонд. Таким образом, у меня остается большая часть. Но может получиться так, что людям, состоящим на учете в этом фонде, может не хватить денег.
Эти люди мне незнакомы, и мое желание помочь было добровольным. Но мне кажется, что я виноват в том, что не перечисляю все имеющиеся у меня деньги.
Подскажите, как быть в такой ситуации, и вообще в дальнейшем?
Спасибо.
Михаил,
Москва
— По законам Торы, нам следует отдавать на благотворительные цели десять процентов от «чистого дохода» (после уплаты налогов). Если человек достаточно богат, он может отдавать и двадцать процентов.
Больше все же не рекомендуется, так как никто не знает, что будет с имуществом человека в дальнейшем. Отдав больше указанного процента, он в будущем может сам попасть в категорию нуждающихся.
Следование вышеназванным указаниями не означает, что человек «скуп». Это лишь демонстрирует, что он разумно распоряжается средствами, которые посылает ему (по сути!) Всевышний. И хочет обеспечить себе возможность ежегодно давать немалые (все тут, конечно же, относительно и зависит от доходов конкретного человека) суммы денег на благородные цели.
Ваше беспокойство по поводу суммы перечисленных денег безосновательно. Ведь помощь Неба поступает нуждающимся из многих мест. Вы, отдавая десять или двадцать процентов, делаете свое дело, а другие люди — свое. У Вас, кстати сказать, есть и дополнительная возможность помочь увеличить актив благотворительного фонда — рассказывая о деятельности этой организации другим людям и побуждая их жертвовать.
Впрочем, есть ситуация, когда человек вправе поступить со своим имуществом (деньгами, недвижимостью и т. п.) иначе. Речь идет о завещании.
Поскольку оно вступает в силу только после ухода владельца имущества в иной мир, то и нет опасения по поводу того, сможет ли он делать пожертвования в будущем. В завещании можно, скажем, половину имущества оставить детям или другим родственникам, а половину — пожертвовать на благотворительность.
Опубликовал: Рав Элиягу ЭССАС