Быть или не быть

Бить или не бить по Ирану? Этот вопрос повис в воздухе, и ответить на него непросто, тем более, что от выбранного ответа может зависеть будущее Израиля: быть ему или не быть. Ибо ядерное вооружение Ирана близится, а образумить или остановить тамошних аятолл или хотя бы утихомирить их бесноватого карлика, грозящего стереть Израиль с карты мира, никому пока не удается. Ни ООН, ни пресловутая «восьмерка», ни США, ни Европа, ни Россия, ни арабский мир — никто из, казалось бы, заинтересованных в предотвращении ядерного вооружения Ирана ничего по-настоящему результативного не предпринимает, а их словесные увещевания уже давно не воспринимаются всерьез. Так что же делать Израилю? «Бей первым, Фредди!» — многим, наверно, помнится этот киносовет. Но почему мировое сообщество бездействует, почему Израиль, образно говоря, должен таскать им всем каштаны из огня? Многие этого ждут, были бы рады чужими руками жар загребать. Потом они же Израиль и обвинят, как уже не раз бывало…

Правительство Израиля (а оно, наверно, лучшее из ныне возможных) решает трудную дилемму: взять инициативу в решении иранского вопроса на себя или довериться обещанию США решить его своими силами? Что и говорить, последнее предпочтительно, под американским зонтиком Израилю было бы уютнее, но надежен ли он, этот зонтик? В этом всё больше сомнений, ибо в последнее время Америка ведет себя по отношению к Израилю не столько как друг и союзник, сколько как сюзерен, из соображений своих сиюминутных выгод готовый навязывать ему свою волю.

Показательно, что не только правые политические круги Израиля становятся в оппозицию американскому давлению, но даже и левые, чему свидетельством может служить статья Алуфа Бена из газеты «Гаарец». «Президент США откровенно сдает Израиль…» — гласит заголовок, а в тексте: «Обама вступил в диалог с арабами-мусульманами, но не с израильским народом. Подобное пренебрежение укрепило израильтян во мнении, что в Белом доме у нас нет настоящего друга, а заседает там президент по имени Хусейн, придерживающийся проарабских взглядов и испытывающий личную антипатию к Нетаниягу. Эти подозрения усилились после неуклюжей попытки Белого дома отрицать существование договоренностей между израильским правительством и прежней администрацией, касающихся строительства в поселениях… Столь откровенная ложь со стороны американской администрации смутила в Израиле абсолютно всех».

Еще цитата из той же статьи: «Никто из серьезных израильских политиков не поддержал требование американцев и не призвал Нетаниягу пойти навстречу Обаме и заморозить строительство в поселениях. Ни Ципи Ливни с депутатами от «Кадимы»… Ни Юли Тамир вместе с «бунтовщиками» «Аводы»… Даже партия МЕРЕЦ не воспользовалась предоставленной Бараком Обамой возможностью… Американское требование о замораживании строительства на территориях призвано продемонстрировать, что США все больше отдаляются от Израиля. По мнению вашингтонских стратегов, это должно улучшить отношения США с арабским миром. Но это не способствует поддержке американской администрации со стороны израильтян, в том числе и тех, кто придерживается левых взглядов».

Налицо, как видим, такое единство, какого в израильском обществе никто и представить себе не мог. И означает оно не что иное, как ощущение опасности. Не со стороны врагов из арабского мира, не со стороны Ирана, а, увы, со стороны администрации США. Это единство, очевидно, произвело на американскую администрацию сильное впечатление — ее не в ту сторону заточенная коса наткнулась на камень, и вот уже, вместо надуманной проблемы замораживания строительства американская сторона занялась, наконец, действительно важной проблемой ядерного вооружения Ирана.

«Закончилась неделя «американского десанта», — сообщает израильское агентство новостей, — Израиль посетили министр обороны США Роберт Гейтс, советник президента Обамы по национальной безопасности генерал Джон Джонс, специальный советник президента США по Ближнему Востоку Денис Росс и специальный посланник Джордж Митчелл. В состав делегаций входили высшие офицеры армии США и сотрудники ЦРУ. В ходе переговоров с израильскими политиками, военными и разведчиками, руководителями «Мосада» и АМАНа, американские представители разъяснили новый подход США к иранской ядерной программе. Впервые новая американская администрация дала столь подробные разъяснения своему ближневосточному партнеру».

В чем состоит этот новый подход? Во-первых, объявлено, что президент США ожидает от Ирана ответ на предложение по разрешению кризиса вокруг иранской ядерной программы не позднее конца сентября. Далее, если к этому сроку прогресса не будет, США намерены ужесточить экономические санкции вплоть до полной морской блокады. Если и это не поможет, США реализуют вариант прекращения ядерной программы Ирана военным путем. «Израилю было разъяснено, что ядерный Иран — проблема глобального масштаба, с которой может справиться только такая сверхдержава, как США, что она и намерена сделать, и предлагает Израилю оставаться в стороне».

Оставаться в стороне Израиль, конечно, не может. «Мы не отрицаем возможности военного удара по Ирану», — заявил министр обороны Израиля Эхуд Барак. То, что учения ВМФ проводятся Израилем вполне открыто — имею в виду, в частности, маневры израильских военных кораблей-ракетоносцев и подводных лодок, прошедших по Суэцкому каналу из Средиземного моря в Красное, а то и в Персидский залив, то есть поближе к Ирану, — может рассматриваться и как реальная подготовка к военному конфликту с Ираном, и как «психическая атака», иначе говоря, демонстрация военной силы в поддержку дипломатического давления на Иран. Я думаю, что и то, и другое там имеет место, поскольку превентивный удар Израиля по целям в Иране на каком-то этапе развития ситуации может стать необходимостью.

Так считает, в частности, Джон Болтон, бывший при Джордже Буше-младшем послом США в ООН, политик и дипломат с репутацией реалиста. «У Обамы нет никакого нового стратегического мышления по Ирану, — пишет он в The Wall Street Journal. — Он смутно обещает предложить стране политику пряника, сопровождаемую пустыми угрозами об ужесточении санкций, если Иран не выполнит требования США… Нет никаких оснований полагать, что Иран склонится перед дипломатическими усилиями Обамы… Иран продолжает упорно работать над ядерной программой и противовоздушной обороной, а это означает, что время израильской военной опции истекает. Ему придется принимать решение в ближайшее время, и будет неудивительно, если Израиль нанесет удар в конце этого года».

Если обещанное ужесточение санкций Болтон считает пустыми угрозами, то уж о реализации военного удара силами США по Ирану и говорить нечего. Заверения по этой части, переданные премьер-министру Израиля Биньямину Нетаниягу министром обороны США Робертом Гейтсом, вряд ли могут быть им восприняты больше, чем просто слова в дипломатической игре. Не серьезнее выглядит и отвлекающий маневр госсекретаря США Хиллари Клинтон, вдруг пообещавшей Израилю американский «ядерный зонтик».

Ничего эти слова не стоят; и ситуация, в которой оказался Израиль, не оставляет ему иной возможности, как готовиться к защите, опираясь исключительно на собственные силы. Могущественный естественный союзник своих обязательств уже, кажется, не ощущает, о моральной близости уже и говорить нечего, была она в прошлом и на глазах развеялась… Или не развеялась? Да нет, конечно, не развеялась, она глубинна, и приход в администрацию новых людей ничего здесь в корне изменить не может. Или может?.. Неизвестно. Смутное время…

И еще вопрос: способен ли Израиль, не прибегая к использованию своего ядерного потенциала, остановить иранскую программу вооружения? Пентагон, очевидно, считает, что разрушить спрятанные под землю иранские бункеры Израилю не под силу. Думаю, что сообщение о решении Пентагона «досрочно» поставить на вооружение США противобункерную «умную» бомбу МОР (Massive Ordnance Penetrator) явилось теперь кстати, причем не в реальном плане совершенствования вооружений, а в плане поддержки пока безуспешной американской дипломатии.

Почему я так думаю? Во-первых, потому, что подобные сообщения уже были в прошлом, и противобункерные бомбы в арсенале Пентагона давно имеются. Во-вторых, в сообщении о «досрочной» постановке на вооружение этой бомбы сказано, что она может быть готова к оперативному использованию только к июлю 2010 года, то есть через год. Не намеренно ли тянут время? А где гарантии, что столько времени на ожидание у нас еще имеется? В-третьих, сомнения вызывает раскрытие характеристик бомбы, которые в принципе потенциальному противнику не сообщаются, а именно, что бомба весит 13,6 тонны, что в ней 2,4 тонны взрывчатки, что она способна пробить перекрытие из броневой стали толщиной свыше шести метров (?!), не говоря уже о железобетоне и любых скальных грунтах. Поэтому мне странно, что это инспирированное Пентагоном сообщение воспринято в Израиле как «первый конкретный признак того, что США разрабатывают военный вариант решения вопроса, как остановить иранскую ядерную программу». Не разрабатывают, а чтобы не видно было, что не разрабатывают, запустили дымовую завесу. Так это мне представляется.

Разгадать планы нынешней американской администрации не представляется возможным. Да их, этих планов, возможно, и нет в конкретике, поэтому идущее из Вашингтона почти так же непредсказуемо, как и идущее из Тегерана. А там, кстати, разыгралась занимательная интрига с Эсфандьяром Рахимом Машаи, на дочери которого женат сын Ахмадинеджада.

До недавнего времени Машаи был главой Организации по культурному наследию и туризму в ранге вице-президента Ирана. После президентских выборов Ахмадинеджад назначил его первым вице-президентом, чем вызвал резкое недовольство аятоллы Хаменеи, который потребовал отменить это назначение. Тут надо пояснить, что первый вице-президент в Иране — это вроде премьер-министра. Ахмадинеджад подчинился, но после этого все-таки назначил Машаи своим советником и руководителем президентской администрации. Машаи ему близкий родственник, это понятно, но почему же для Хаменеи он оказался неприемлемым на высоком посту? А дело в том, что в прошлом году Машаи публично заявил, что «американский народ и народ Израиля являются друзьями Ирана», чем вызвал критику одних, но и поддержку других, для которых это очевидно. Что-то там, в Иране, наверно, происходит, и режим аятолл, возможно, не так уж прочен, как представляется. Но пока ядерная угроза со стороны Ирана сохраняется, Израиль должен быть готов к любому развитию ситуации.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Семен Ицкович

Чикаго
Все публикации этого автора

1 thought on “Быть или не быть

Comments are closed.