Становление Солженицина

Согласно воспоминаниям первой жены Солженицына Наталии Решетовской ещё в довоенные годы Солженицын испытывал неприязнь к евреям, и настойчивое упоминание им университетского друга еврея Мазина в первом интервью Виктору Лошаку 25 декабря 2001 года лишь усиливает подозрение. Впрочем, от простой антипатии до убеждённой юдофобии — большая дистанция. Потребовались годы для успешного её преодоления.

Большой отрезок пути Солженицын прошёл в годы войны: «Осталось у русских, у украинцев, у белорусов тягостное ощущение, что евреи прятались за их спину, что могли провести эту войну достойнее», — написал он в работе 68-го года. Другая часть пути была пройдена в ГУЛАГе, где он в первый же день узнал, что принадлежит к «общей» нации, в отличие от евреев, чья нация «удачная». Но это был ещё «стихийный» антисемитизм, подобно стихийному марксизму Людвига Фейербаха. Он допускал дружеские отношения с евреем Львом Копелевым, также зэком.

«Мастером от антисемитизма», «антисемитом в законе» Солженицын стал, пройдя школу В. Л. Теуша и И. Р. Шафаревича, включавшую ещё и усиленное самообразование — книга проф. С. Я. Лурье «Антисемитизм в древнем мире» (Петроград, «Былое», 1922), «Протоколы сионских мудрецов» и др. Г. Костырченко («Из-под глыб века») называет ещё одного учителя Солженицына — известного с дореволюционных времён антисемита В. В. Шульгина и отмечает, что две его работы «Что нам в них не нравится» и «Три столицы» оказали исключительное влияние на Солженицына. Напомним, что Шульгин говорил о трёх видах антисемитизма — инстинктивном, интуитивном и рациональном и причислял себя к последнему. Как и Гитлер, писавший в 1919 году: «Конечной целью рационального антисемитизма может быть только депортация евреев». Позднее он нашёл, что тотальное уничтожение гораздо более рационально. Не обошлось и без В. В. Розанова: «Жидовство, сумасшествие, энтузиазм и святая чистота русских мальчиков и девочек — вот что сплело нашу революцию…»

Вениамин Львович Теуш — доктор технических наук, еврей-самоненавистник, автор антисемитской книги «О духовной истории еврейского народа», опубликованной в Нью-Йорке в 80-х годах и переизданной в Москве в 1998 г., в которой утверждал, что духовно-исторический смысл такого массового истребления людей (во время Катастрофы в ХХ веке — С. Д.) может быть один: эти люди должны были представлять собой «исторический шлак», непригодный для дальнейших творческих процессов человеческой эволюции. Солженицын не однажды упоминает его в «Бодался телёнок с дубом», а также в последней своей книге.

Другой учитель — известный математик, чл.-корр. АН СССР И. Р. Шафаревич, автор знаменитой «Русофобии» (русофобия — страх перед русскими — С. Д.), написанной в 1982 г., но опубликованной только с началом перестройки в 1989 году в «Нашем современнике» (№ № 6 и 11). Через 2 года там же выходит её продолжение — «Русофобия: десять лет спустя». Прошло ещё 10 лет, и Шафаревич публикует новый труд: «Трёхтысячелетняя загадка: История еврейства из перспективы современной России» (СПб, Библиополис, 2002). Цель всех его публикаций — вскрыть зловещую роль евреев в истории вообще и в российской — в частности. «Я не мог бы спокойно умереть, не попытавшись этого сделать», — поведал он читателям.

«Карикатурой, пародией на историю» назвал Борис Кушнер работы Шафаревича, посвятив глубокому анализу этих антисемитских пасквилей несколько своих публикаций, включая наиболее обстоятельную статью «Одна, но пламенная страсть: Заметки о книге И. Р. Шафаревича «Трёхтысячелетняя загадка» (VESTNIK, № 4 — 6, Feb.- March, 2003). «Двадцать лет назад, — пишет Кушнер, — у её автора был ореол выдающегося математика, стойкого диссидента. Много воды с тех пор утекло, совсем другая репутация у Шафаревича — 2002». «Шафаревич — постыдное для русской, российской, советской интеллигенции исключение», — написал А. Е. Бовин в книге «Заметки ненастоящего посла». Президент и секретарь Американской Национальной Академии Наук обратились к Игорю Шафаревичу с письмом, прося добровольно покинуть Академию, поскольку в уставе её нет пункта об исключении.

Продолжение следует

Опубликовал:

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора