Ай да сутяги!

Рассказывая новому поколению о пройденном пути, Моше воскликнул: «Как же мне одному нести ваши тяготы, ваше бремя и ваши распри?!» И Раши нелицеприятно разъяснил: один не могу нести, поскольку наказание за вас велико, а награда мне не светит (Творец повелел назначить судей и разделить с ними ответственность). «Тяготы» — значит, что вы «отяготители», проблемная публика. Пришёл человек в суд, видит, что проигрывает, и начинается: есть у меня ещё свидетели, есть ещё идеи, добавьте судей… Тут мудрецы обсуждают правила судопроизводства: когда прибавляют судей да свидетелей, почему нужно решать дело в наилучшем из судов? («К справедливости, к справедливости стремись!»)…

Однако это ещё цветочки! «Бремя», оказывается, означает, что наши предки ни больше, ни меньше как вероотступники! Видят, что выходит Моше из дома пораньше, и про него: «Куда это бен Амрам спозаранку, небось, дома скандал?!». Появился попозже: «Ага, небось, сидит и замышляет для нас ловушки и каверзные законы». Мы же знаем из Талмуда (трактат Сангедрин), что тот, кто оскорбляет или подозревает мудреца, и есть типичный отступник! А уж распри и вовсе понимай буквально — любят эти евреи поспорить да посклочничать. Но самое обидное в истории, что Раши полностью опирается на древний Сифри, едва ли не основной комментарий к Пятикнижию!

Рамбан, сопоставляя пасуки с приведённой ранее беседой между Моше и его тестем Итро, предлагает объяснение куда мягче. «Тяготы» — обучать народ Торе, «бремя» — это обязанность руководителя молиться и заступничать за народ. «Распри» — просто необходимость разбирать в суде споры между людьми. А рабейну Бехайя добавляет лишь, что, когда народ в пустыне просил мяса и воды, Моше в своей жалобе к Творцу использовал слово, переведённое нами как «бремя». Но насчёт склонности к спорам все комментаторы, кажется, согласны. Да и наш с вами личный опыт, «два еврея — три партии», едва ли оспорит первоисточник.

Но немного смущает порядок пасуков. Предыдущий повествовал о высшем благословении евреям: «… Б-г отцов ваших прибавит к вам тысячекратно…» А следующий пасук скажет: «Изберите себе мужей мудрых и разумных… и поставлю их во главе вас». Неужели так говорят о склочниках и вероотступниках!?

Учителя выделяют два аспекта трудностей, на которые ссылается Моше: количественный (вас много) и качественный — с вами непросто. Шифтей коэн объединяет их и приводит неожиданную причину: не смогу я больше один руководить народом, говорит Моше, поскольку вскоре вы войдёте в Святую Землю. И после её завоевания расположитесь «каждый под своей смоковницей». Это в пустыне вы были одним целым, в едином лагере… Завершается моё время руководителя, я должен умереть, и начнётся новая эра. Не потому ли и было повелено мне назначить «руководителей тысяч, сотен, десятков…»? Получавший Тору «один народ, одно сердце» вновь разделится на колена, семьи, личности… Каждый со своим путём, со своим «тикуном» — духовным исправлением и совершенствованием.

А теперь вернём наш пасук в контекст всей Торы. Речь же идёт про избранников из народов! Про поколение, жившее среди чудес Творца, учившееся у «отца всех пророков» Моше и других святых учителей, таких, как Аарон, Нахшон, Пинхас… Поколение, которое готовится буквально спуститься «с небес на землю» — выйти из-за ограды облаков Славы. От волшебно обеспеченной жизни в пустыне (только учись!) перейти к обычной людской работе. Научиться воплощать в ней возвышенное учение, ради которого мы 40 лет путешествовали словно бы не по Земле.

Рав Лупьян показал, что те десять грехов («искушений Творца в пустыне»), которые Тора подробно и с исключительной строгостью разбирает, были отнюдь не наиболее вопиющими из большой цепи проступков. Но — единственными! За все 40 лет! Просто требования к праведникам выше, Б-г судит их «на толщину волоса». И обидные слова Сифри, которые мы привели вначале — они не про скандалистов и идолопоклонников на уровне сегодняшней газеты и сплетни. Они — про тонкие, «в толщину волоска» незавершённости в духовной работе у некоторых людей того поколения. О полусформулированных мыслях и недооформленных облачках эмоций.

Именно так мудрецы учат нас относиться к самим себе! «На толщину волоса». Иначе говоря, задавать себе требования и «тесты» как праведникам. Ведь мы все праведники в душе!

Вот такие мы, евреи, сутяги! Так въедливы в желании докопаться до корней. В стремлении реализовать «корень» именно своей души!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора