«Мне посчастливилось учиться в престижной израильской школе «Реали» в Хайфе, которая воспитала многих израильских военных и политиков, — рассказала посланница «Сохнута» в Нью-Йорке Анна Вайнер. — В этой школе ученикам прививали два главных качества — веру в себя и скромность…»
Но разе вера в себя и скромность не являются противоположными и взаимоисключающими качествами? Нет, они не противоречат, а дополняют друг друга. И вера в себя, и скромность в одинаковой степени необходимы нам для успеха…
После ошеломляющей победы в Шестидневкой войне 1967 года израильские политики и военные поверили в собственную непобедимость. Они не могли даже представить, что арабы посмеют начать войну против Израиля, игнорировали данные разведки и даже предупреждение короля Иордании Хусейна о грядущей войне. В Йом Кипур 1973 года Египет и Сирия начали вероломную войну против еврейского государства, а горечь тяжелых потерь той войны отрезвила евреев от иллюзии собственной непобедимости…
Веря в себя, человек стремится реализовать свой потенциал, делает все, чтобы добиться успеха. Одновременно он должен проявлять скромность, осознавать свои слабости и сложность стоящих перед ним задач, чтобы никогда не прекращать работы над собой. Ведь если человек возомнит, что уже достиг вершин совершенства, и перестанет трудиться, то вместо сладости побед может испытать горечь поражений.
Успех — это не место на пьедестале, а движение по пути, не достижение, а процесс. Для того чтобы выйти на дорогу успеха, человеку нужно верить в себя. Но только скромный не остановится, а продолжит путь…
Тора называет Моисея самым великим пророком, подобного которому не было и не будет. Тора также свидетельствует, что Моисей был самым скромным из людей. Но разве скромность не противоречит величию?
Нет, настоящая скромность — это не ощущение несостоятельности, а осознание того, что это не я, а Всевышний дает мне силы, таланты, благословение и удачу. В скромности залог величия Моисея, который верит в себя, потому что Всевышний верит в него и дает ему силы. Тем же. кто пытается возвыситься, приписывая лишь себе все заслуги, преподносится урок: Всевышний «опускает возвышающихся (гордецов) и возвышает опускающихся (скромных)» (утренняя молитва). Поражение, «опускание» на землю, может стать для гордеца важным уроком скромности…
Несмотря на свое величие, Моисей был не ангелом, а человеком, который обладал свободой выбора между добром и злом и мог ошибаться. Духовные богатства Торы сокрыты не только в великих достижениях ее героев, но и не в меньшей степени — в их поражениях. Наша задача — не критиковать Моисея, а учиться мудрости на его ошибках…
«И разгневался Моисей на военачальников…» (Бемидбар, 31:14).
«Из-за гнева Моисей совершил ошибку…» — поясняет Раши, приводя слова мудрецов Талмуда (Пcaxuм, 66:). — Подобно этому из-за гнева он совершил ошибку: «И разгневался он на Элиазара и Итамара» (Ваикра, 10:16) — И также из-за гнева он совершил ошибку и «ударил по скале» (Бемидбар, 20:11). Три раза Тора рассказывает о том, как Моисей прогневался, и каждый раз, прогневавшись, он совершал ошибку.
Человек удостаивался пророческого дара в награду за совершенство характера. А ведь гнев и гордыня являются самыми отрицательными чертами характера, от которых нужно избавляться, а не искать баланса и золотой середины, как в других случаях, писал Маймонид. Почему же, гневаясь, Моисей не потерял пророческого дара?
Моисей не гневался «обычным» гневом, это был лишь намек на гнев, объяснял реб Исраэль Салантер. Моисей считал, что в этих ситуациях необходимо выразить протест во имя блага народа. Однако Всевышний относится к праведникам с особой строгостью, и потому Тора называет даже намек на гнев гневом, чтобы, во-первых, Моисей мог его исправить, а во-вторых, научить всех нас мудрости.
Конечно же, каждый человек, гневаясь, может ошибиться. Более того, в гневе скрыты зерна гордыни, несогласия с тем, что происходит не так, «как я хочу». И хотя в гнев такого праведника, как Моисей, могла «вмешаться» даже не гордыня, а лишь ее «тень», все равно в той степени, в которой человек позволяет гордыне закрасться в свое сердце, Всевышний оставляет его без Своей поддержки. А без поддержки Небес человек ошибается — чтобы научиться скромности и осознать, насколько он нуждается во Всевышнем…
«Моисей ошибся из-за того что прогневался. Однако можно сказать и обратное: Моисей прогневался, потому что ошибся!» — пишет рав Деслер в книге «Михтав МиЭлиягу» (с. 161). Осознав в глубине души свою ошибку, человек начинает сердиться на себя, проецирует раздражение на других и пытается гневом скрыть свою ошибку.
Так что, Юпитер, если ты гневаешься, значит ты неправ!