Нужен ли диалог с исламом?

Дорогие читатели!

Предлагаем вашему вниманию интервью с журналистом Jewish Week Волтером Руби, который рассказал о своей весьма неожиданной деятельности. Волтер вовлечен в еврейско-мусульманский диалог и занят наведением мостов между синагогами и мечетями.

Вы сможете выразить свое мнение, проголосовав на сайте evreimir.com и оставив электронный комментарий или зайти в читательский «ФОРУМ» этой статьи.

— Как мне известно, Вы вовлечены в диалог между евреями и мусульманами. Расскажите, пожалуйста, о Вашей работе в области установления связей между синагогами и мечетями.

— Уже более тридцати лет я являюсь комментатором и журналистом американских еврейских и израильских газет. Будучи московским корреспондентом этих газет в 1990 — 1992 годах, я писал о распаде Советского Союза, очевидцем которого мне довелось быть в то время, а в последние годы пишу о русскоязычной еврейской общине Нью-Йорка в крупнейшей американской еврейской газете «Еврейская неделя» (Jewish Week).

Я всегда глубоко поддерживал утверждение, что налаживание отношений и понимания между израильтянами и палестинцами, как и между евреями и мусульманами, здесь, в Америке, может быть достигнуто, если обычные люди обеих сторон преодолеют психологические барьеры и начнут работать вместе, таким образом лично вовлекаясь в эти отношения. За годы после событий 11 сентября я также понял, что религиозные деятели иудаизма и ислама могут сыграть важную роль в процессе налаживания отношений. На Международном конгрессе раввинов и имамов в Севилье, Испания, в 2006 году я наблюдал, как двести раввинов и имамов, приехавших из разных стран мира, включая ортодоксальных раввинов из Израиля и имамов из Газы, сердечно беседовали друг с другом, открывая для себя массу схожих деталей, касающихся как самой доктрины, так и обычаев обоих вероисповеданий.

Было очевидно, что собравшиеся религиозные деятели смогли найти общий язык и достичь взаимопонимания, что, увы, не удалось сделать израильским и палестинским политикам.

В конце 2007 года ортодоксальный раввин Марк Шнайер — президент Фонда за межэтническое взаимопонимание (Foundation for Ethnic Understanding — FFEU) и председатель американского отделения Всемирного еврейского конгресса, пригласил меня для работы по развертыванию инициативы Фонда, направленной на строительство добрососедских отношений между евреями и мусульманами Северной Америки на общественном уровне, а также на уровне лидеров общин. В ноябре прошлого года мы провели наш первый так называемый Уикенд содружества мечетей и синагог на территории Северной Америки (Weekend of Twinning between Mosques and Synagogues across North America), в результате которого 50 синагог и 50 мечетей из двадцати городов — от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса и от Майами до Торонто — провели парные программы под объединяющей темой совместной борьбы с исламофобией и антисемитизмом. Это событие стало наибольшим по своей численности объединенным усилием евреев и мусульман во всем мире. С еврейской стороны в событии принимали участие раввины и члены ортодоксальных, консервативных и реформистских синагог, а также событие было одобрено ведущими мусульманскими организациями Америки — Исламским обществом Северной Америки (Islamic Society of North America — ISNA) и Мусульманским Советом по общественным делам (Muslim Public Affairs Council — MPAC). С 13 по 15 ноября этого года мы будем проводить второй ежегодный Уикенд содружества мечетей и синагог, и я надеюсь, что в этот раз число участников увеличится, включая, возможно, и русскоязычные синагоги Бруклина и Квинса, которым я могу помочь найти партнеров среди находящихся поблизости мечетей.

Успех наших усилий по налаживанию совместных связей определяется прежде всего тем фактом, что обе общины заинтересованы в общении и совместной работе. Наша задача — побольше узнать друг о друге и наладить отношения, основанные на взаимном уважении, которые в будущем приведут к дружбе и доверию.

Одним из наших определяющих правил является согласие с тем, что у обеих сторон свое, неодинаковое, представление о событиях на Ближнем Востоке. Поэтому мы решили сконцентрировать свою деятельность на общих для обеих общин темах, где они могут работать вместе, таких, как борьба с предубеждениями, преступностью, основанной на ненависти к другой этнической общине, на иммиграционной реформе, здравоохранении и проблемах бедности.

— А зачем нужен такой диалог, если мы, евреи, постоянно сталкиваемся с ненавистью со стороны мусульманского мира, которая зачастую приводит к террору по отношению к евреям, как мы видели недавно на примере неудавшегося заговора нескольких мусульман повредить две синагоги в районе Ривердейл. Зачем нам вовлекаться в диалог с людьми, у которых о нас такое негативное представление?

— Я ни в коем случае не отрицаю факта существования исламского экстремизма и его серьезной опасности для еврейства. И, тем не менее, большинство мусульман Америки, да и всего мира, — не смертники-самоубийцы и не поддерживают их идеологию насилия. Главный вопрос здесь состоит в том, какой стратегии нам следует придерживаться, чтобы помочь предотвратить пополнение экстремистских рядов умеренными мусульманами и таким образом обеспечить условия, при которых больше мусульман Америки — особенно молодежь — не станут на путь будущих убийц. Я полагаю, что здесь мы можем внести свой вклад, отказавшись считать всех американских мусульман потенциальными преступниками. Наоборот, мы должны протянуть им руку дружбы. Они должны знать, что, будучи миролюбивыми и продуктивными членами американского общества, они принимаются другими как полноправные американские граждане, пользующиеся всеми правами и привилегиями.

Для многих мусульман Америки, которые почувствовали себя в опасности после событий 11 сентября, было сильнейшим эмоциональным потрясением, когда американские евреи показали, что у них нет страха или ненависти по отношению к ним. И подавляющее большинство американских мусульман с благодарностью откликнулись на такой жест. Многие из них рассказывают, насколько интересным и трогательным было посещение синагоги впервые в их жизни и личное знакомство с евреями, а не зловещими абстракциями, навязанными экстремистами. Многие евреи, которые были участниками наших программ, говорили то же самое о посещении мечети и личных встречах с мусульманами.

— Вы утверждаете, что в большинстве своем американские мусульмане — мирный народ и что существует много «умеренных» мусульман, с которыми члены еврейской общины могут вести плодотворный диалог. Однако, начиная с 11 сентября, мы не видели таких «умеренных» мусульман, которые бы высказывались против терроризма. Как оказалось, Фонд «За Святую Землю», который является главным мусульманским фондом, поддерживал ХАМАС. Если существуют «умеренные» мусульмане, то почему они не заклеймят позором насилие и не остановят терроризм? Похоже, что они либо боятся, либо наличие «умеренных» — просто иллюзия.

— Разговоры о том, что мусульманские лидеры в Америке не осуждают насилия исламистов и терроризм, — просто миф. На самом деле лидеры всех главных мусульманских организаций США категорически осудили террористические атаки 11 сентября, равно как и все акты терроризма и насилия, которые произошли после этого.

Осуждения прозвучали из уст лидеров Исламского общества Северной Америки, Мусульманского совета по общественным делам и других организаций, с которыми мы сотрудничаем. Вопрос остается открытым относительно Совета американо-исламских отношений (Council of American-Islamic Relations — CAIR), представители которого иногда как бы поддерживают мнение, что атаки на гражданское население Израиля возможны как выражение сопротивления оккупационной политике Израиля. Именно по этой причине мы решили не сотрудничать с организацией CAIR или с Фондом «За Святую Землю», который поддерживал ХАМАС. Следует учесть, что после попытки атаки синагог в Бронксе все главные мусульманские организации Америки, включая Совет американо-исламских отношений, выступили с заявлениями, открыто осудив заговор. Многие также указали, что преступление против гражданского населения отвратительно исламской религии.

Вопрос здесь в том, что если «умеренные» мусульмане действительно выступают против терроризма, то почему мы об этом не знаем. Частично это происходит потому, что средства массовой информации игнорируют такие заявления — им гораздо интереснее освещать конфликт и насилие, чем выражения умеренности и доброй воли. Однако если даже об этих заявлениях и сообщают, то многие в нашей общине склонны не замечать их, так как они не вписываются в бесконечно повторяемый рефрен, что «умеренные» мусульмане не выступают против терроризма.

— Опросы настроений палестинцев показывают широкомасштабную поддержку терроризма, а также исследования, проведенные среди мусульман Великобритании, тоже демонстрируют высокий уровень поддержки политики насилия. Существуют ли данные исследований об отношении американских мусульман к насилию и терроризму?

— В 2007 году исследовательский центр Пью (Pew Research Center) провел более 55 тысяч интервью, из которых была сделана выборка в количестве 1050 ответов, отражающих настроения мусульман, проживающих на всей территории Соединенных Штатов. Опрос показал, что только 8 % американских мусульман в своих ответах указали, что террор против гражданского населения оправдан при определенных обстоятельствах — как средство для защиты ислама. В странах Западной Европы — Англии, Франции, Испании — больший процент мусульман оправдывают террор, в то время, как только 5 % американских мусульман высказались в какой-то степени в поддержку «Аль-Каиды».

Согласно исследованию, проведенному центром Пью, подавляющее большинство американских мусульман считают, что труд в этом обществе оценивается по заслугам. 71 % респондентов согласны с тем, что большинство желающих преуспеть в Соединенных Штатах способны осуществить эту мечту, если они серьезно трудятся. И почти вдвое больше американских мусульман (соотношение 63 % к 32 %) указали, что не видят конфликта между проживанием в современном обществе и исповедованием ислама.

Суммируя сказанное, мы приходим к выводу, что найти общую почву с американскими мусульманами возможно, тем более что это в наших интересах. В Бруклине, например, рядом с евреями проживают сотни тысяч мусульман. Мы можем не во всем соглашаться однако, становится жизненно необходимым протянуть друг другу руки и установить связь на личном и общественном уровнях во имя мирного будущего наших детей.

Если Вы хотите побольше узнать о работе Волтера Руби в сфере еврейско-мусульманских отношений или принять участие в Уикенде содружества мечетей и синагог на территории Северной Америки, направьте Ваш запрос по электронному адресу walterruby@gmail.com.

Беседовал Лев КАЦИН

Перевод

Татьяны Рапапорт

Опубликовал:

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

3 комментариев к “Нужен ли диалог с исламом?

  1. Ежели у людей один Бог, необходимо искать то общее, что нас объединяет. К сожалению, ни хабадные, ни ортодоксальные раввины не садятся с мусульманами за стол переговоров (кроме чисто показушных элементов). Как и с реформистами! Пример — когда я жил в Запорожье и арендовал комнату в синагоге, в преверии шабата к нам ворвались, по указанию раввина Нохума Эрентроя хасиды и силой вышвырнули нас из помещения. А я-то из колена Леви!..
    Но, в любом случае, круглый стол необходим.
    Владимир Леви, Хайфа

  2. начал читать статью — но остановился.
    прошу автора прояснить кто такие *палестинцы*.
    если журналист который 30 лет пишет о евреях называет арабов живущих в Эрец-Исраэль *палестинцами* то это (как минимум) большая неточность…

  3. Опыт общения израильских политиков с Арафатом с Ко, с Абу-Мазеном с Ко, не говоря уж о других еврейских \»друзьях\» показывает, что арабы — лжецы, верить им нельзя. Есть, конечно, отдельные личности, порядочные и умные, но не они создают \»погоду\» в межнациональных отношениях. Надо подождать, пока арабы пройдут тот путь, который прошли другие, бывшие дикими как арабы народами. Евреев уже давно нет в Польше и почти нет в бывшем СССР, но антисемитизм там жив как и раньше. Пусть развлекаются руководители еврейских синагог, если им так легче жить.

Обсуждение закрыто.