Опасный поворот

«Став президентом, — сказал он, — я буду выполнять меморандум о взаимопонимании, который предоставляет Израилю 30 млрд. долларов. Это — инвестиции в безопасность страны. Мы должны экспортировать военное оборудование нашему союзнику Израилю на тех же принципах, что и НАТО».

Еще совсем недавно мы искренне возмущались не всегда, по нашему разумению, адекватными поступками бывшего президента США Дж. Буша-младшего и его кабинета. И на то нередко были веские основания. Я имею в виду только одну сторону деятельности прошлой администрации — ближневосточную. По мнению многих, президент не всегда был последовательным в своих решениях, нередко просто ошибался, бывал косноязычным и т. п. Мы ждали перемен, хотя прекрасно понимали, что не всякие перемены являются движением вперед.

И вот наступили будни новой администрации. Минули уже и пресловутые 100 дней президентства Барака Обамы. (Кстати, откуда взялись именно 100 дней? Почему не 200 или 300?) Итак, новый президент и новая команда поклялись верой и правдой служить американскому народу. Что же изменилось? Насколько ближневосточный узел, накрепко завязанный и кровоточащий, стал ближе к справедливой развязке? Предвыборные речи сенатора-демократа от штата Иллинойс Барака Обамы не идут ни в какое сравнение с его президентскими высказываниями и практическими действиями. В Иерусалиме, во время предвыборного турне, он подтвердил особые обязательства США по отношению к Израилю. Эту мысль он конкретизировал 4 июня 2008 г. на конференции АIPAC.

«Став президентом, — сказал он, — я буду выполнять меморандум о взаимопонимании, который предоставляет Израилю 30 млрд. долларов. Это — инвестиции в безопасность страны. Мы должны экспортировать военное оборудование нашему союзнику Израилю на тех же принципах, что и НАТО».

Он также заверил, что никогда не сядет за стол переговоров с ХАМАСом, а Иерусалим останется единой и неделимой вечной столицей Израиля. Однако уже 13 июля 2008 г. он отрекся от этих слов, заявив, что допустил «неудачное выражение». Только ли выражение?

Все это было «до того», т. е. до вступления Б. Обамы в высокую должность. А потом… А потом тон президента начал в корне меняться. Видимо, первым уловил президентский «крутой поворот» Рам Эмануэль — бывший советник Клинтона, а ныне глава президентской администрации. (Он известен жесткими высказываниями и напористостью, в «узких кругах» его называют «агрессивным демократом»). Уловив, «откуда ветер дует», в свойственной ему манере он заявил: «В течение ближайших четырех лет конфликт на Ближнем Востоке закончится созданием палестинского государства, и в этой связи меня совершенно не волнует, кто сидит в кресле премьер-министра Израиля». Оказывается, он уже все за всех решил. Такая самоуверенность, больше похожая на цинизм и высокомерие, наводит на мысль, что он просто озвучил «околопрезидентские посиделки». (Удивляет и сама форма такой отсебятины: внешняя политика государства никак не входит в компетенцию главы президентской администрации.) Пришлось лидеру израильской партии «Национальное единство» Яакову Кацу направить Эмануэлю личное послание, в котором он резко критиковал его за тон высказываний — унизительный и пренебрежительный. А закончил его такими словами: «Не отказывайся от своей Родины и не отвергай своего народа». (Напомню, что Р. Эмануэль имеет двойное гражданство — США и Израиля, служил в Армии Обороны Израиля в 1991 г.)

Изменился и сам тон обращения новой администрации к своему стратегическому союзнику. Все чаще в их речах звучит непреклонность, такие понятия, как «должен», «обязан» и другие подобного рода, стали повседневными и обиходными. Вот уже и спецпосланник на Ближнем Востоке Тони Блэр, прямо скажем, никак не проявивший себя на этом поприще, заявил, что «Нетаниягу должен немедленно принять концепцию «двух государств для двух народов». В ход пошли ультимативные требования и прямые угрозы, а подчас лица, облеченные высокими полномочиями, стали даже… покрикивать на своих партнеров. Если вице-президент Джо Байден просто потребовал, чтобы Израиль «работал в направлении двух государств для двух народов, не строил больше поселений, демонтировал блок-посты и не мешал палестинцам свободно передвигаться», то генерал Джеймс Джонс, советник президента по вопросам национальной безопасности, с солдатской прямотой заявил: «Обама окажет сильное давление на Израиль». И далее: «Мы будем прибегать к силовым методам…» Как понять такой посыл чиновника, которому доверено советовать по ключевой проблеме — безопасности? Не отстает от них и спецпосланник США на Ближнем Востоке Д. Митчелл. Да и сам президент Обама во время своей первой официальной встречи с Нетаниягу нередко пользовался определенным набором фраз, в которых самыми ходовыми были такие — «Израиль обязан», «Израиль должен», «Израилю необходимо…». Создалось впечатление, будто Израиль является 51-м штатом Америки и ему дают указания, как себя вести.

В унисон «сработал» и посол Евросоюза в Израиле Рамиро Сибрион-Узаль: он дает указание немедленно заморозить строительство на территориях. «Европа прямо выдвинула Израилю ультиматум, — говорит он, — сначала заключить мир с палестинцами, а потом можно говорить об улучшении отношений между ЕС и Израилем». Массированное наступление на Израиль уже не один год ведет и флагман американских СМИ — газета The New York Times, давнишний недруг еврейского государства. И если раньше она позволяла себе критику, как говорят, в рамках приличия, то ныне оголила свои фланги: появились карикатуры весьма сомнительного содержания известного карикатуриста Пэта Олифанта. По этому поводу со специальным предупреждением вынужден был выступить Центр Симона Визенталя. «Изображения на этой карикатуре, — говорится в нем, — напоминают ядовитую антисемитскую пропаганде времен нацизма и СССР…». А как понять такой президентский демарш, о котором рассказал Габриэль Шонферд в газете «Уолл-стрит джорнал» 25 февраля 2009 г. Речь шла о намерении Обамы назначить Чарльза Фримэна главой национального Совета по разведке. (Напомним, что в свое время Фримэн был послом США в Саудовской Аравии и заместителем министра обороны.) Президент не мог не знать о явной пропалестинской позиции Фримэна, да он и не скрывает этого. В его книге «Израильское лобби и внешняя политика США» американские евреи обвиняются в давлении на правительство с целью добиться произраильской политики. Пришлось ему под давлением СМИ, в том числе и указанной выше статьи, самому отказаться от предложенного президентом поста. Такой выбор высшего должностного лица страны наводит на грустные мысли.

Вызывают горькое сожаление и недружелюбные демарши, прямо вытекающие из общего государственного климата. Во время своего кратковременного визита в США начальник Генерального штаба Армии Обороны Израиля генерал-лейтенант Габи Ашкенази, вопреки элементарному дипломатическому этикету гостеприимства, не был принят своим коллегой — председателем Комитета объединенных штабов адмиралом Майклом Мулленом. Сам по себе этот факт уже является чрезвычайным происшествием. (Кстати, генерал Ашкенази не был принят и министром обороны Робертом Гейтсом.) Это уже не эпизодические случаи… Не зря ведь известный политический деятель США Ньют Гингрич, бывший спикер конгресса, выразился так:

«Ближневосточная политика Обамы не учитывает интересы Израиля и ставит под угрозу существование еврейского государства. Президент Обама принял «стратегию слабости» президента Дж. Картера».

А теперь вспомним не такие уж давние времена, когда президент Д. Буш-младший старался не вмешиваться в детали, предоставляя правительству Израиля самому решать свои проблемы, как и положено доброжелателю и союзнику. Другое дело, как этим воспользовались Эхуд Ольмерт и иже с ним. (Упущенные возможности — тема отдельного разговора.) Нисколько не идеализируя Д. Буша, скажу, что в основном он вел себя по-партнерски, не навязывал своего видения, добивался, чтобы сами израильтяне занимались своими делами. То время, по-моему, можно считать союзническим со стороны США и, повторюсь, временем упущенных возможностей со стороны Израиля.

Выдержит ли такой массированный натиск Биньямин Нетаниягу и его правительство? Откровенно говоря, одолевают большие сомнения. Уже готовы отступить с северной части алавитской деревни Раджар, жители которой в свое время приняли израильское гражданство. Заместитель Генерального секретаря ООН Ален Ле Рой в ультимативной форме потребовал, чтобы Израиль ушел из северной части деревни. Вот уже и Шимон Перес готов передать ключевые христианские святыни Ватикану, включая церковь «Благовещения» в Назарете, комнату «Тайной вечери» на Сионской горе в Иерусалиме, Гефсиманский сад на Масличной горе и церковь «Умножения хлебов» в Кинерете. Понятно в этой связи возмущение Эли Ишая, министра внутренних дел Израиля. «Каждая уступка такого рода, — сказал он, — ограничивает функции суверенного государства на этой территории». Меня всегда поражает наглость (другого слова не подберу) людей, готовых ради красного словца отдать то, что им вовсе не принадлежит. Удивительная щедрость за счет государственных интересов.

… Истина познается в сравнении. Великая правда кроется в этих простых словах, подтвержденных временем и самой жизнью. Очень хочется, чтобы опасный поворот в американской политике по отношению к своему стратегическому союзнику вернулся на колею истинной и бескорыстной дружбы. Очень надеюсь, что так и будет.

P. S. Прошла первая официальная встреча Б. Нетаниягу с Б. Обамой. Разумеется, выводы делать еще рано. Но у меня сложилось впечатление, будто израильский премьер сумел все-таки выстоять, разъяснить президенту США политику своей страны в этот непростой период. Время покажет, насколько плодотворной была эта встреча. Будем считать, что первый тайм, как поется в известной песне, мы уже отыграли.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Михаил Марголин

Все публикации этого автора

1 thought on “Опасный поворот

  1. Замечательная статья. Единственная газета, в которой можно услышать правдивый анализ и честную позицию. Как бы хотелось, чтоб эту статью прочло как можно болше людей на разных языках. У власти в Америке, явный недруг Израиля. Он дал зеленый свет Исламу, антисемитской Европе и все ззделет что-б за эти 4 года уничтогить еврейское государство. Надеюсь, что Ресубликанская партия преодолеет кризис и американский народ прозреет от этого Обамагипноза, Обамомании. Демократия создает условия при которих к власти приходят демагоги: Обама, Чавес, Гитлер или правители Газы, Ирана а на потходе Пакистан с Талибаном. Опасное дело демократия, и ее Леватские институты: СМИ, Университетские, сех меньшинства, люмпен, активисты реверс-расизма и вообще люди витающие в облаках. Болшенство мало образвано и не способно проанализирувать историю. Урон от выбранного президента будет огромен и в Израиле( спасибо ам. евреям \»болшим друзям Израиля\») и в самой Америке. Все те кто ненавидит Америку — счасливы тем какой выбор сделал Американский народ.

Comments are closed.