
В коннектикутском городке Стэмфорд прошел аукцион, который можно назвать маленьким, да удаленьким. Аукционная компания Alexander Autographs, которой владеет Билл Панагопулос, выставила на продажу сущие мелочи, вроде серебряной спичечницы, золотого медальона с выгравированной бабочкой, ножа для конвертов и так далее… Но на рукоятке ножа красовался орел со свастикой в когтях, и все выставленные раритеты в прошлом принадлежали Адольфу Гитлеру или Еве Браун.
Казалось бы, в нынешние тяжелые времена американцам впору думать о хлебе насущном, а не сорить деньгами по аукционам, но Стэмфорд доказал, что это не так. За первые два дня аукцион собрал примерно 800 тыс. долларов, за третий — почти 600 тыс., а четвертый день торгов принес почти миллион. Продавалась не только «гитлериана» — документ Конгресса, подписанный президентом Томасом Джефферсоном был оценен в 15 — 17 тыс. долларов, а продался за 34 тысячи. По мнению Билла Панагопулоса, покупатели, с одной стороны, всегда тяготеют к предметам, принадлежавшим великим людям, а с другой — испытывают тягу к вещам самых отъявленных злодеев.
Выставленные на продажу предметы из обихода Гитлера и Браун были из коллекции Джона Латтимера, умершего два года назад в возрасте 93 лет. Участник Второй мировой войны, врач-уролог Латтимер собрал богатейшую коллекцию военных «артефактов», которая помещалась в 30 комнатах его дома в Инглвуде, штат Нью-Джерси. В коллекции Латтимера были средневековые доспехи и ружья времен Гражданской войны; мечи и пушечные ядра; немецкие пулеметы и пистолеты, перстень Германа Геринга и рисунки фюрера, а также то, что попало на аукцион в Стэмфорд.
Как сказал хозяин аукциона, «этот рынок не постигла такая же судьба, как рынок произведений искусства, рынок мебели или рынок драгоценностей». Принадлежавшая Гитлеру чашка с блюдцем продалась за 4250 долларов, его тарелка для десерта — за 3 тысячи, а косметичка Евы Браун — за 4 тысячи долларов. За 5,5 тыс. долларов ушел автограф нацистского «доктора Смерть» Йозефа Менгеле; за 1800 долларов — любовное письмо Генриха Гиммлера; за 2 тысячи — судебный документ, отказывающей семье польского происхождения в праве называть себя немцами. За пару запонок казненного по приговору трибунала Эрнста Кальтенбруннера с черепами и костями заплатили 950 долларов.
66-летний ветеран Вьетнамской войны Чак Спилман из Сан-Диего купил за 5 тысяч долларов набор предметов, связанных с Холокостом: почтовые марки, валюту, ходившую в еврейских гетто, и редкие фотографии концлагерей. Он же приобрел несколько безделушек, имеющих отношение к атомной бомбардировке Хиросимы. Дома Чак Спилман восстанавливает и собирает «классические» автомобили и там же строит зал памяти ветеранов Второй мировой войны. «Никогда бы не подумал, что я, еврей, стану собирать хоть что-то о нацизме, — сказал Спилман. — Но это часть истории. Часть того, через что мы прошли на войне. И я решил, что будет важно собрать это, чтобы люди не забывали про случившееся».
Рэй Зайла, владелец оружейного аукциона Mohawk Arms в нью-йоркском городке Буквилл, сообщил что у него отлично продаются раритеты, вроде прусских касок и немецких кортиков. Ветераны, считает Зайла, любят приобретать такие вещи, особенно немецкие, потому что «это трофеи врага, которого мы разбили», и наши ветераны гордятся этой победой. А Билл добавил, что в период рецессии «покупать-то больше нечего — акции обесценились, а если приобрести недвижимость, так ее придется долго держать, пока она вырастет в цене».
А у нас в Бруклине своя «гитлериана», завершить которую никак не могут правоохранители. В районе Шипсхед-Бей, в одном квартале от Парка Холокоста, обнаружили нацистские граффити. На 13 стволах деревьев парка черной краской были намалеваны слова Гитлера «Триумф воли», цифры «88», которые у неонацистов значат «Хайль Гитлер», буквы СС и изображения немецких орденов «Железный крест». В отделе борьбы с преступлениями из ненависти сказали, что аналогичные граффити появились на стене дома в районе Виндзор-Террас, а неделю назад тоже самое обнаружили в районе Гринпойнт.