Прекращение уголовного дела против ответственных сотрудников американской еврейской организации, занимающейся лоббированием интересов Израиля, — это, безусловно, хорошая весть. Тем не менее остались вопросы, с которыми мы обратились к директору Русского отдела АЕК (Американского еврейского комитета), доктору социологии Сэму Клигеру.
— Как бы Вы прокомментировали прекращение уголовного дела против бывших сотрудников AIPAC? Это техническая сложность, невозможность доказать злой умысел нанесения ущерба США или решение прекратить преследование еврейской организации?
— Думаю, что решение не предъявлять Розену и Вайсману обвинений в шпионаже не есть техническая сложность или невозможность доказать нанесение ущерба национальной безопасности США. Конечно, разбираться в хитросплетениях работы спецслужб — дело безнадежное и кропотливое. Я не думаю также, что первоначальная идея всего дела заключалась в преследовании или наказании еврейской организации, а теперь почему-то решили не делать этого. Скорее всего, произошло следующее. В департаменте юстиции, который предполагал выдвинуть против этих двоих обвинение в шпионаже, видимо, посчитали, что добиться обвинения в суде присяжных будет маловероятно. Дело в том, что, по существующему закону о шпионаже от 1917 года, еще никогда не было осуждено гражданское частное лицо, т. е. человек, который формально не имеет доступа к секретным документам, не давал подписки о неразглашении и не делал специально ничего такого, чтобы добыть секретную информацию (не взламывал секретные сейфы, не фотографировал секретные документы и т. д.). Другими словами, если к вам случайно попала секретная информация (в мирное время), и вы ее передали кому-то (пусть даже и иностранному дружественному государству), вы не можете считаться шпионом, даже если эти ваши действия нанесли ущерб безопасности США. Хранить секреты надлежит тем, кто это должен делать по службе, а не тем, кто по стечению обстоятельств об этих секретах узнал. Многие юристы и раньше предупреждали об этом и говорили, что обвинение в шпионаже не пройдет. Розен и Вайсман работали в AIPAC — вполне легальной и солидной организации, законно занимающейся лоббированием интересов Израиля. Они не имели допуска к секретным документам и, следовательно, не могут быть обвинены в шпионаже. Их можно попытаться обвинить в чем-то другом, но шпионаж тут ни при чем. В любом случае, это хорошая новость не только с еврейской точки зрения, но и с общечеловеческой тоже. Еще раз подтвердилось право американских граждан на свободу слова и на свободное распространение информации.
— В свете симпатий к Израилю рядовых американцев и конгресса США. Почему разведка или контрразведка так относится к Израилю и евреям? Что Вы думаете о деле Полларда?
— Я не сторонник теории заговоров и не думаю, что разведка и контрразведка в целом как институты правительства и общества негативно относятся к Израилю и евреям. Возможно, что там есть люди (и возможно, их немало), которые испытывают определенные предубеждения к евреям и Израилю. А где их нет? Но не они определяют политику спецслужб в отношении Израиля и еврейских организаций. Известно, что отношения между спецслужбами двух стран весьма тесные, деликатные и продуктивные, хотя есть и соперничество, и негативные моменты. ФБР очень нервно относится к попыткам разведок дружественных стран добыть какие-то дополнительные сведения и секреты. И это понятно. Это отвлекает ресурсы от борьбы с «недружественными» разведками. Тут мы видим, что дело Полларда серьезно отличается от дела AIPАC. В случае с Поллардом мы имеем человека, который работал на Американский военно-морской флот, был допущен к секретным документам и давал подписку о неразглашении. Несправедливость же по отношению к Полларду в том, что он находится в тюрьме уже без малого 25 лет, а это гигантский срок, несопоставимый, по-видимому, с тем ущербом, который, якобы, был им нанесен. И здесь возникает вопрос: почему его не освобождают и не помилуют, несмотря на многочисленные просьбы многих видных людей и организаций? Версий много. Но антисемитского оттенка здесь я не вижу.
— Какова перспектива американо-израильских отношений? Возможен ли кризис между администрацией Обамы и правительством Нетаниягу-Либермана?
— Серьезного кризиса в американо-израильских отношениях не предвидится. В самых общих чертах, пока и поскольку около 70 % американцев (и такая же пропорция в конгрессе) с симпатией относятся к Израилю, отношения не будут испорчены. Другое дело, что возможны перепады температуры в этих отношениях. Но кризиса не будет: слишком много у Израиля и США общих интересов и общих врагов. Известно: ничто так не объединяет, как общие враги, называть которых нет нужды — мы все их знаем.