Виктор Шендерович — Дмитрию Быкову

Друг Бы­ков, до­ро­гой Ди­ма, ува­жа­е­мый Дмит­рий Льво­вич!

Про­чел я в жур­на­ле «Про­филь» твой ком­мен­та­рий по «па­лес­ти­но-из­ра­иль­с­ко­му» во­про­су. Про­чел с не­ко­то­рым опоз­да­ни­ем, но это та­кой во­прос, где, бо­юсь, ни­че­го ни­ког­да не уста­ре­ет… Вот я и пи­шу не­сколь­ко сво­их со­об­ра­же­ний на­счет тво­ей по­зи­ции.

По­зи­ция эта в но­вей­шем прос­то­ре­чии на­зы­ва­ет­ся «рав­но­уда­лен­ной». Это изящ­ная и очень ком­фор­т­ная по­зи­ция. Рав­но­уда­лен­ный не ввя­зы­ва­ет­ся в пот­ную и кро­ва­вую схват­ку, а пе­чаль­но на­блю­да­ет ее с ти­хих вер­шин сво­е­го ин­тел­лек­та. Он скор­бит о не­со­вер­шен­ст­ве ми­ра. Он брез­г­ли­во под­жи­ма­ет гу­бы на пред­ло­же­ние опре­де­лить­ся с сим­па­ти­я­ми. Он лю­бит ци­ти­ро­вать Бул­га­ко­ва: «обе вы хо­ро­ши». Он при­ят­но вы­де­ля­ет­ся хо­лод­но­ва­той иро­ни­ей на фо­не брыз­жу­щих слю­ной и ис­те­ка­ю­щих кро­вью.

Иметь де­ло с ис­те­ка­ю­щим кро­вью во­об­ще не­при­ят­но — он хо­чет вы­жить, он все вре­мя кри­чит, пы­та­ясь при­влечь к се­бе вни­ма­ние. Ну его на фиг, не­адек­ват­но­го! То ли де­ло мы, адек­ват­ные. Мы во­вре­мя за­ме­ти­ли стрем­ле­ние ис­те­ка­ю­ще­го кро­вью за­во­е­вать на­ши ев­ро­пей­ские сим­па­тии и твер­до го­во­рим ему: из­ви­ни­те, Изя, ваш но­мер не прой­дет. У нас тут в Евро­пе хрис­ти­ан­ские цен­нос­ти, а у вас, Изя, иудей­ские, и не на­до де­лать вид, что это од­но и то же! И не на­до вер­бо­вать нас, хрис­ти­ан, в со­рат­ни­ки в ва­шей, Изя, мес­теч­ко­вой вой­не, ве­ду­щей­ся в ва­ших иудей­ских ин­те­ре­сах… Пра­виль­но я из­ла­гаю Ва­шу по­зи­цию, Дмит­рий Льво­вич?

Ко­неч­но, не пра­виль­но. Ко­неч­но, я до­вел ее до гро­тес­ка. Но тут бы­ло что до гро­тес­ка до­во­дить…

Так вот, на­счет рав­но­уда­лен­нос­ти. Не углуб­ля­ясь в срав­ни­тель­ный ана­лиз эти­ки иуда­из­ма и хрис­ти­ан­ст­ва, по­про­бую изъяс­нить­ся прос­ты­ми сло­ва­ми.

Бы­ва­ют, ува­жа­е­мый Дмит­рий Льво­вич, си­ту­а­ции, ког­да не сто­ит быть че­рес­чур тон­ким и об­ра­зо­ван­ным. Ког­да при те­бе в элек­т­рич­ке на­цис­ты ре­жут ази­а­та, не на­до по­гру­жать­ся слиш­ком глу­бо­ко в раз­мыш­ле­ния о ду­а­лиз­ме эт­но-ре­ли­ги­оз­ных от­но­ше­ний на пост­со­вет­ском прос­тран­ст­ве. Не на­до рав­но­уда­лять­ся так силь­но.

На­до встать и по­про­бо­вать пред­от­вра­тить кровь.

Сде­лать это мож­но толь­ко од­но­знач­ной и во­ле­вой под­дер­ж­кой то­го, чьей жиз­ни угро­жа­ют по на­ци­о­наль­но­му при­зна­ку. Да­же ес­ли он не мо­ет ру­ки пе­ред едой, не чи­тал «Му­му» и не лю­бит Хрис­та.

И чем друж­нее вста­нет ва­гон, тем боль­ше шан­сов, что кро­ви удаст­ся из­бе­жать. И чем «рав­но­уда­лен­нее» бу­дут пас­са­жи­ры, тем не­из­беж­нее по­лье­т­ся кровь — и тем тонь­ше ста­нет грань меж­ду этой ин­тел­лек­ту­аль­ной рав­но­уда­лен­нос­тью и за­пре­дель­ным по.уиз­мом.

По­след­нее ни­ко­им об­ра­зом не от­но­сит­ся лич­но к те­бе, друг Бы­ков, ува­жа­е­мый Дмит­рий Льво­вич… Мы зна­ко­мы чет­верть ве­ка, и я точ­но знаю, что те­бе — не все рав­но. Ты чес­т­но реф­лек­ти­ру­ешь и пи­шешь толь­ко то, что ду­ма­ешь; ме­ня в этом убеж­дать не тре­бу­ет­ся. Прос­то мне ка­жет­ся, что твой ин­тел­лек­ту­а­лизм сыг­рал с то­бой злую шут­ку. Так шах­ма­тист, счи­та­ю­щий в глубь на де­сять хо­дов, ино­гда до­пус­ка­ет дет­ский про­смотр.

Не на­до так глу­бо­ко, друг Бы­ков. Вот две сто­ро­ны кон­ф­лик­та: прос­то — од­ни и прос­то — дру­гие. Что мы ви­дим?

Ви­дим кар­тин­ку дей­ст­ви­тель­но да­ле­кую от чер­но-бе­лой ил­люс­т­ра­ции ко встре­че Доб­ра и Зла. Изра­иль­с­кая по­ли­ти­ка пол­на оши­бок и про­ти­во­ре­чий? Не­со­мнен­но, как вся­кая по­ли­ти­ка. В ней есть глуп­цы, ки­ча­щи­е­ся сво­ей бо­го­из­б­ран­нос­тью? О да. В ней есть ре­ли­ги­оз­ные фа­на­ти­ки? А то!

Но не они опре­де­ля­ют пра­ви­ла иг­ры, — и ги­бель во вре­мя вой­ны мир­ных па­лес­тин­цев вы­зы­ва­ет ожес­то­чен­ную дис­кус­сию в из­ра­иль­с­ких СМИ и де­мон­ст­ра­ции про­тес­та (охра­ня­е­мые из­ра­иль­с­кой по­ли­ци­ей).

Мас­со­вая ги­бель ев­ре­ев вы­зы­ва­ет толь­ко мас­со­вые эк­с­та­ти­чес­кие пляс­ки ра­дос­ти на ули­цах па­лес­тин­ских го­ро­дов; пляс­ки, про­пор­ци­о­наль­ные ко­ли­чес­т­ву уби­тых. И вся­кий па­лес­ти­нец, за­ме­чен­ный в прин­ци­пи­аль­ном от­сут­ст­вии ра­дос­ти по это­му по­во­ду, бу­дет унич­то­жен — бе­зо вся­ких ме­та­фор, фи­зи­чес­ки. Как был убит те­ле­опе­ра­тор, успев­ший за­фик­си­ро­вать и пе­ре­дать в мир сиг­на­лом SOS праз­д­нич­ные па­лес­тин­ские гу­ля­ния 11 сен­тяб­ря 2001 го­да.

Что го­во­рит те­бе об этом твоя хрис­ти­ан­ская ду­ша, друг Бы­ков? Моя, не­хрис­ти­ан­ская, рав­но­уда­лить­ся не мо­жет.

Я с те­ми, кто не пля­шет от ра­дос­ти по слу­чаю мас­со­вых смер­тей.

Я с те­ми, ко­го хо­тят унич­то­жить вмес­те с деть­ми за их при­над­леж­ность к сво­е­му на­ро­ду — не­важ­но, ка­ко­му, и мое ев­рей­ст­во тут ни при чем. Я за тут­си, а не за ху­ту!

Ког­да-то Вик­то­ру Не­кра­со­ву стро­го за­ме­ти­ли: в Ба­бьем Яру рас­стре­ли­ва­ли и крас­но­ар­мей­цев, и прос­то со­вет­ских лю­дей, — по­че­му же вы го­во­ри­те толь­ко о ев­ре­ях? Он от­ве­тил: «По­то­му что толь­ко ев­ре­ев здесь уби­ва­ли за их на­ци­о­наль­ность…».

Евре­ев про­дол­жа­ют уби­вать за то, что они ев­реи. В ха­ма­сов­ской Па­лес­ти­не это­му учат в на­чаль­ной шко­ле.

Впро­чем, ев­реи — это, как всег­да, для раз­мин­ки. Вы­ше­опи­сан­ные пляс­ки ра­дос­ти по слу­чаю ги­бе­ли трех ты­сяч аме­ри­кан­цев (мо­ло­дых, ста­рых, муж­чин, жен­щин, под­рос­т­ков, ка­то­ли­ков, про­тес­тан­тов, пра­во­слав­ных, му­суль­ман, бе­лых, чер­ных, жел­тых…) да­ют дос­та­точ­ное пред­став­ле­ние о ши­ро­те та­мош­не­го ди­а­па­зо­на и пла­нах на бу­ду­щее.

Об из­ра­иль­с­кой по­ли­ти­ке в от­но­ше­нии Па­лес­ти­ны мож­но и дол­ж­но спо­рить, — от­да­вая се­бе, од­на­ко же, от­чет в том, что речь идет о по­пыт­ках на­ро­да вы­жить сре­ди кан­ни­ба­лов. Вы­жить — в усло­ви­ях, ког­да один про­счет мо­жет при­вес­ти к ги­бе­ли всех.

Ибо чис­лен­но кан­ни­ба­лов в де­сят­ки раз боль­ше, а за­да­чу унич­то­же­ния не­на­вис­т­но­го на­ро­да они дав­но сфор­му­ли­ро­ва­ли в пись­мен­ном ви­де как свою пер­во­оче­ред­ную за­да­чу. И де­ся­ти­ле­тия на­про­лет ни­че­го, кро­ме убийц и ору­дий убий­ст­ва, из се­бя не про­из­во­дят, не­смот­ря на мил­ли­ар­ды дол­ла­ров, вка­чан­ных в эти во­ро­ва­тые но­ры из рав­но­уда­лен­ной Евро­пы.

И не на­до го­во­рить, что они хо­тят ми­ра. Убий­ст­во Анва­ра Са­да­та, пы­тав­ше­го­ся при­нес­ти им этот мир, они встре­ти­ли те­ми же ра­дост­ны­ми пляс­ка­ми. (День убий­ст­ва ев­рей­ским фа­на­ти­ком Ицха­ка Ра­би­на — день скор­би в Изра­и­ле; «по­чув­ст­вуй­те раз­ни­цу»).

Ра­зу­ме­ет­ся, ког­да я го­во­рю «они», я имею в ви­ду ны­неш­нюю Па­лес­ти­ну как сум­мар­ный по­ли­ти­чес­кий век­тор. Внут­ри — лю­ди, и раз­ные лю­ди, ра­зу­ме­ет­ся. Но при Гит­ле­ре и при Ста­ли­не внут­ри то­же бы­ли раз­ные лю­ди: мил­ли­оны от­дель­ных лю­дей по­па­да­ют в за­лож­ни­ки при лю­бом то­та­ли­тар­ном ре­жи­ме, а по­том в не­счаст­ных моз­гах на­чи­на­ет по­ма­лень­ку на­рас­тать «сток­голь­м­с­кий син­д­ром». Есть те, кто пре­одо­ле­ва­ют этот син­д­ром и мол­чат, уже впол­не осоз­на­вая свой страх.

Все это не ме­ша­ет нам, об­об­щая, с пол­ным пра­вом го­во­рить: «гит­ле­ров­ская Гер­ма­ния», «ста­лин­ский СССР»…

Ха­ма­сов­ская Па­лес­ти­на — вы­зов ев­ро­пей­ско­му со­зна­нию. И на­до силь­но за­жму­рить­ся, что­бы не уви­деть, ка­кие си­лы за этим сто­ят, ка­кая, с по­зво­ле­ния ска­зать, эти­ка пра­вит там бал, и ка­ким ви­дят бу­ду­щее Зем­ли эти оза­бо­чен­ные слу­ги Ал­ла­ха.

Ты мо­жешь глу­бо­ко и тон­ко ощу­щать «раз­вод» иуда­из­ма и хрис­ти­ан­ст­ва — это об­ласть лич­ной ве­ры, и это вне ком­мен­та­рия. Ты мо­жешь не лю­бить Изра­иль, — Изра­иль по­пла­чет-по­пла­чет да и пе­ре­ста­нет. Но есть прос­тые ве­щи, ле­жа­щие, по мо­е­му скром­но­му мне­нию, вне об­суж­де­ния.

Есть ци­ви­ли­за­ция, раз­бра­сы­ва­ю­щая над по­зи­ци­я­ми вра­га лис­тов­ки, при­зы­ва­ю­щие мир­ных жи­те­лей за­ра­нее уй­ти во­сво­я­си. И есть дру­гая, — ко­то­рая ста­вит «кас­са­мы» по­сре­ди шко­лы, что­бы боль­ше соб­ст­вен­ных де­тей по­гиб­ло при от­вет­ном уда­ре, во имя гря­ду­щей не­на­вис­ти…

Бу­дем дис­ку­ти­ро­вать по во­про­су, ка­кая ци­ви­ли­за­ция бли­же к хрис­ти­ан­ской эти­ке? Не бу­дем — в лю­бом слу­чае. Ибо, как ска­за­но по дру­го­му по­во­ду, ес­ли на­до объяс­нять, то не на­до объяс­нять.

Зем­но­го рая нет, друг Бы­ков, за­то зем­но­го ада — сколь­ко угод­но, и в по­ли­ти­ке речь идет имен­но и толь­ко об этом: о сте­пе­ни уда­лен­нос­ти от ада. Это, как мне ка­жет­ся, и дол­ж­но ста­но­вить­ся от­прав­ной точ­кой оцен­ки для лю­бо­го нор­маль­но­го че­ло­ве­ка (хрис­ти­а­нин он, иудей, му­суль­ма­нин или прос­то так вы­шел из ма­мы по­гу­лять).

Об этом я и хо­тел те­бе ска­зать — как стар­ший то­ва­рищ, не­глу­пый и чут­кий…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 1,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

2 thoughts on “Виктор Шендерович — Дмитрию Быкову

  1. Уважаемый (очень) автор! Всегда сочувствовал Израилю, геройски, так сказать, выживавшему среди врагов. Но 1300 убитых араба и 20 погибших евреев…Кто же тут все-таки жертва, борющаяся за существование? Они ведь тоже люди, эти арабы. И что теперь возразить антисемитам?

  2. 1300 — 20
    Я не понимаю для вас это должно быть 40 000 евреев и 15 арабов?
    90% убитых это террористы, нас атаковали касамами, нас атаковали минометами, нас атаковали автоматами и пулеметами (перед Литым свинцем) а вы что хотите чтобы мы рогатками отбивались?

Comments are closed.