Весенние еврейские праздники идут цельным «пакетом» — между Песах и Шавуот находятся сфират
а-омер, дни, связанные, в частности, с реализацией в человеке системы сфирот.
Объясняет наша традиция, что человек приходит в этот мир, чтобы развить свои способности и реализовать свой потенциал. Чтобы что-то развить, необходимо сначала разобраться и понять структуру того, что надо развивать. Каббала презентует систему сфирот, которая является универсальной схемой всего мироздания. С помощью системы сфирот можно описать и мир качеств человека.
Сфирот условно делятся на интеллектуальные (3) и эмоциональные (7).
В каждой сфире есть внутренняя структура, отражающая остальные сфирот.
49 дней (7 недель) от Песах до Шавуот распределены между 7-ю сфирот.
Более того, само название праздника Шавуот переводится с иврита как недели — те самые 7 недель — 7 сфирот.
В каждой сфире, как в любом развивающемся субъекте, присутствуют все 7 качеств (тех же сфирот), поэтому внутри недели мы разбиваем каждую сфиру на 7 компонентов, получая полную систему из 49 элементов.
Зададим важнейший вопрос: почему подавляющее большинство людей не пытаются двигаться путем собственного развития?
Традиция отвечает, что в человеке также присутствуют силы сопротивления и инерции, которые не хотят развития. Эти инерционные силы также имеют свою структуру. Ее можно увидеть с помощью второго стиха Торы. «Земля была пуста и хаотична, и тьма была над бездной…». Тут символически представлены четыре аспекта нашего «саботажника» — пустота, хаос, тьма и бездна. Это качества нашего внутреннего несовершенства. Также их называют качествами психологического галута.
При минимальной попытке начать процесс развития эти силы «набрасываются» на процесс и тормозят его изо всех своих «галутных» сил.
История Исхода из Египта — это символическое описание того, как система выходит из-под давления четырех аспектов инерции на простор развития семи качеств-сфирот (7 недель между Песах и Шавуот).
Главная проблема человека — и силы внутреннего галута, и силы развития находятся в одном и том же нашем внутреннем мире (на языке Торы — ецер а-ра и ецер а-тов). И изначально силы инерции гораздо сильнее, что позволяет им саботировать процесс роста.
А как же нам выйти из рабства? Самое первое — это понять, что наш внутренний мир не однородный. И какие-то внутренние силы, несмотря на то, что они говорят от нашего имени — мы не должны позволять им руководить нами.
10 казней (Египетских) — это символическое описание того, как «приструнить» эти «реакционные» силы, чтобы процесс развития вышел на «свободу».
Как мы уже писали, в более простом виде схема 4-х сыновей из Пасхальной Агады также отражает две части процесса. Первый и третий сыновья — позитивные, но подавленные в нас силы. Второй и четвертый сыновья — негативные и подавляющие нас силы.
Второй сын — не хочет видеть нас внутри еврейской системы. Четвертый сын — блокирует нашу способность задавать вопросы ради познания.
Суть семи позитивных сил (7 нижних сфирот) можно понять, посмотрев с каббалистической точки зрения на 7 основных героев Танаха — Авраам, Ицхак, Яаков, Йосеф, Моше, Аарон, Давид.
Поэтому, изучая Тору с каббалистическими комментариями, мы сможем лучше понять свой собственный путь развития. А не изучая Тору, мы продолжаем поддерживать в себе силы пустоты, хаоса, тьмы и бездны. Кстати, бездна — это символ неуправляемого подсознания. Фрейд сформулировал эту ситуацию как животные инстинкты, которые из подсознания командуют поступками человека.
Своей теорией он еще больше усилил власть «четвертой галутной силы» — бездны (подсознания), дав развитие манипулятивным психотехнологиям.
Задача еврейской мудрости — донести теорию позитивного развития до человечества и научить каждого ею воспользоваться.
Когда сказано, что человек создан по образу и подобию Б-га, имеется в виду, что каждый человек может выйти из «рабства четырех» и войти в «царство семи».
И как результат работы семи недель — Шавуот. Праздник «свидания» с Б-гом, опыт максимального раскрытия Б-жественного присутствия в нас.
В июле — августе организуется летний отдых в Катскильских горах — общиной русскоязычных баалей-тшува с участием рава Меира Брука.
Справки по телефону: (347) 302-8302