«Два еврея — три мнения!» — смеются евреи над своей способностью спорить обо всем на свете. Даже отказники, в, слава Б-гу, бывшем уже Советском Союзе, умудрялись вступать в полемику. В 70-е годы евреи спорили о том, за что бороться в первую очередь. «Главное — вырваться из совдепии, направляя все усилия на борьбу за эмиграцию! — утверждали одни». «Нет, главное — знать, куда и зачем ехать!», — возражали другие, настаивая на необходимости преподавания иврита, истории и религии нашего народа.
Многим удалось вырваться из СССР, но вопрос «Куда и зачем?» остается актуальным и сегодня.
Приехав в Израиль весной 1981 года, я шел по иерусалимскому центру абсорбции Гило. «Улыбаетесь? — неожиданно обратился ко мне незнакомый русскоязычный еврей. — Ничего, ностальгнете еще!» Вскоре этот страдающий «тоской по родине» человек уехал в Германию…
Казалось бы, десять казней египетских убедили Фараона, что не удержать ему еврейский народ в рабстве. Почему же, отпустив евреев, Фараон бросился за ними в погоню? Потому что сказано в Торе: «Сообщили царю Египта, что народ бежал… И запряг он колесницу свою… и погнался за евреями» (Шмот, 14:5-8).
Фараон попытался вернуть евреев в рабство, потому что народ бежал! — объяснил рабби Йосеф Натанзон. — Евреи бежали из Египта, а не направлялись в Израиль. Если человек бежит от чего-то, не зная куда, то его можно вернуть.
Все мы сталкиваемся с многочисленными препятствиями на нашем жизненном пути. Но почему некоторые сдаются, поднимая руки, а другие преодолевают препятствия?
Два человека могут идти по одной дороге. В действительности, лишь движутся в одном направлении их тела, в то время как души их — в разных мирах! Ибо один убегает, а другой стремится достигнуть цели! И чем более возвышенна и благородна цель, которую ставит перед собой человек, тем более вдохновляет она его, наделяя энергией.
… Исход из рабства — это не только перемещение тела из одной страны в другую, но и раскрепощение души. Выражение «йециат мицраим» переводится, как «исход Египта». Почему сказано «исход Египта», а не «исход из Египта»? Чтобы напомнить нам, что как бы не было важно еврею выйти из Египта, еще важнее, чтобы Египет вышел из еврея! — объяснял рабби Менахем Мендель из Коцка.
Повествуя об Исходе, Тора употребляет странное, на первый взгляд, слово — «отослал» — шалах. «И было, когда «отослал» Фараон народ (из Египта), Всевышний не повел их через землю филистимлян, потому что близка она, ибо сказал Всевышний: народ может передумать, увидев войну, и вернуться в Египет. Всевышний повел народ окружной дорогой, через пустыню Красного моря» (Шмот, 13:17-18).
Первые две буквы слов «и было» — «вайеги» прочитываются как «ой».
«Кто сказал «ой»? — спрашивают мудрецы Талмуда. — Всевышний сказал «ой», потому что Фараон отослал народ».
Но ведь Всевышний, а не Фараон, вывел евреев из Египта? В чем же смысл слов «Фараон отослал народ»? Фараон провожал евреев! Если хозяин провожает гостя, то хоть гость и покинул хозяина, хозяин не покинул гостя! Евреи ушли от Фараона, но в духовном смысле Фараон и египетское рабство вышли вместе с ними! — утверждает рав Гедалия Шор. Потому не повел Всевышний евреев коротким путем, опасаясь, что, увидев войну, они вернутся в Египет, а повел их окружной «дорогой через пустыню Красного моря». Мудрецы Талмуда поясняют: дорога — это дарование Торы на Синае, пустыня — это чудо манны, море — это чудо развержения моря. Почему мудрецы приводят события в обратном порядке? — спрашивает рав Шор. — Целью Исхода было получение Торы по дороге в Страну Израиля. Но для того, чтобы достичь этой цели, евреи должны были обрести духовную свободу, преодолевая испытания и страдания, укрепив свои души верой. Потому Всевышний испытывал их голодом в пустыне и страхом на море, продемонстрировав чудеса манны и развержения моря!
Мудрецы утверждают, что по дороге в Райский сад душа человека должна перейти реку Динур, чтобы отделиться от физического мира. Так же и евреи должны были пройти через море и, обретая веру, порвать связь в Фараоном. Исход из Египта — это освобождение тела, а переход через море — раскрепощение души.
Впрочем, чтобы море разверзлось, евреи должны были в него войти. Всевышний может вывести нас из Египта, но не в силах вывести Египет из нас! Демонстрируя веру перед лицом испытаний, каждый из нас должен сам обрести свободу души!