
11 сентября 2001 г. в самолете United Airlines Flight 93 из Ньюарка (Нью-Джерси), летевшего в Сан-Франциско, находились 37 пассажиров. Четверо из них не были американцами. Это были арабы и убийцы. Вооруженные ножами, они напали на пассажиров, угрожая их взорвать. Потом ранили Марка Ротенберга и убили стюардессу Дебру Уэлш. Пассажиры, позвонив своим близким, узнали, что террористы направили самолеты в World Trade Center, и поняли, что их ждет. Одним из них был еврей Джереми Глик, менеджер интернетной компании. Прекрасный спортсмен, не знавший ни одного поражения. И на сей раз он тоже победил всех, одного за другим. И бил их до самого конца, выиграв самую важную битву своей жизни — на самолете United Flight 93, летевшем из Ньюарка в Вечность. Погиб, как жил — бесстрашно и целеустремленно идя к победе. К победе над злом. Для спасения других. Джереми и двое других пассажиров, вероятно, спасли Белый дом, конгресс и даже личный самолет президента, куда террористы собирались направить захваченный ими самолет. Отступая перед пассажирами, наступавшими на них с тележками и кипятком, террористы укрылись в кабине и врезались в землю.
В сторону Мекки
Пассажиров посмертно наградили Золотыми медалями конгресса и решили в их честь открыть Мемориал. Была создана комиссия для отбора подходящего дизайна. Конкурс на лучший дизайн открылся в сентябре 2004 г. В феврале 2005 г. из 1000 проектов отобрали пять. После трех дней дебатов и консультаций жюри назвало победителя — проект архитекторов Пола и Милены Мердок «Crescent of Embrace» («Полумесяц объятия», но «Embrace» можно перевести так же, как «принятие», «избрание», «охватывание» и т. д.) В дизайн входит «Башня голосов», в которой должно быть 40 китайских колокольчиков — по одному за каждого погибшего пассажира и членов команды (два летчика и четыре стюардессы).
Полумесяц в виде проложенной дороги в форме лука, усаженной красными кленами, повторяющими эту форму. За полумесяцем будут 40 рощ красного и сахарного клена, белого дуба, и черная доска отметит место крушения самолета, где похоронены жертвы. Для каждого поставят прозрачную плиту.
Название проекта сразу же вызвало критику: полумесяц — символ ислама, символ терроризма, следуя которому террористы похитили этот самолет во имя Аллаха. В культовых сооружениях ислама есть михраб — священная плоская арка или ниша в стене киблы, обращенная в сторону Мекки. После 709 г. михраб стал обязательным элементом мечети, который в интерьере выделяют освещением — лампой в нише и красивым украшением, а снаружи — выступом по форме ниши: над михрабом иногда возводят купол с фонарем или окнами в барабане. Михраб служит для указания направления, куда должен обращаться молящийся мусульманин — джибла или аль-кибла при совершении намаза (ассалата). Михраб — самое святое место в мечети и теперь его хотят сделать главной деталью Мемориала погибшим от руки исламских террористов.
На дизайне «Полумесяца объятия» красные линии показывают направление полумесяца — в сторону Мекки. Говорили о памятнике сорока погибшим, а готовятся увековечить 44 человека — террористов засчитали в пассажиры. Там же видны 44 прозрачных плиты вместо 40. Пассажиры и летный экипаж увековечены на плитах слева. «Нижняя часть стены слева содержит 40 освещенных по ночам плит с именами погибших американцев», — пишет блоггер «www.freedomsenemies.com. — Но есть и верхняя часть стены, идущая по направлению полета самолета Flight 93, упавшего на месте крушения.
Эта секция стены тоже имеет маленькую линию прозрачных плит, вероятно, для увековечения четырех террористов, погибших при крушении самолета. Подтверждением этому служит то, что главный пункт верхней секции стены лежит абсолютно точно на линии, разрезающей полумесяц красных кленов, образовывая отдельный малый Мемориал террористам. В ответ на критику архитекторы согласились на незначительные изменения, сказав, что это поможет сохранить главные элементы плана. Эти главные элементы — не только дизайн полумесяца и его направление, но и другие детали, которые только подчеркивают намерение Мердока настоять на fait accompli».
Эксперты отрицают факты
В апреле 2006 г., стараясь погасить неутихающий шум, директор парка М. Бомар приказала разобраться, соответствуют ли истине жалобы людей, утверждающих, что Мемориал является огромной мечетью террористам, но вскоре согласилась, что невозможно разобраться до тех пор, пока не установят Мемориал, ибо сейчас нельзя определить направление полумесяца! В подтверждение она процитировала нескольких экспертов, в том числе профессора Д. Гриффита из университета Техаса: «Математические выкладки г-на Роулса выглядят верно… Но только потому что они верные — это не делает итоговые цифры убедительными… К тому же не существует такой вещи, как направление в сторону Мекки — ведь земля круглая!» Нечего сказать: хорош эксперт! Один миллиард мусульман ежедневно по пять раз в день молятся в сторону Мекки, но по Гриффиту этого не существует.
Другой эксперт, д-р К. Джагс, специалист по шариату из университета Индианы, разумеется, подтвердил, что полумесяц, направленный в сторону Мекки, похож на михраб, но заметил: «Но схожесть не делает его тем же самым». Защитники проекта стараются затушевать сходство. П. Уайт на общественном собрании сказал, что «схожесть гигантского полумесяца с настоящим символом ислама — это случайность. Это не может быть прославлением ислама, поскольку это станет неуважением к нему». Директор Мемориала Дж. Хенли заявила, что «вычисления Роулса сделаны на основании ложных предположений, факты искажены для достижения его цели. Меня не заботит почти точная копия полумесяца, направленного в сторону Мекки — она не совсем точная, а в исламе она должна быть совершенно точной». Еще один эксперт, одноклассник Мердока и профессор по мусульманской архитектуре Нассар Раббати, является консультантом парка.
Не все слепы
Член жюри Том Бурнетт-старший, чей сын погиб во время крушения самолета, говорит, что его очень взволновала эта попытка установления памятника террористам на месте, на котором погибли американские граждане от рук мусульманских террористов, и он обратился к другим членам жюри: «Я объяснил им, что мы будем выглядеть настоящим посмешищем, если сделаем это. Это будет надругательство над Америкой, над честью погибших». Конгрессмен-республиканец Том Танкредо активно сопротивляется установке Мемориала в существующем виде: «Полумесяц является символом ислама, ему не место на американской земле, тем более, на этом святом месте».
Журналист Майк Розен писал в газете Rocky Mountain News: «В очередную годовщину 11 сентября нетрудно представить, как «Аль-Каида» празднует появление полумесяца из кленов, которые становятся к осени красными, «охватывая» (см. выше объяснение перевода «Crescent of Embrace» — Н. Ш.) место крушения самолета Flight 93. Для «Аль-Каиды» это будет Мемориал, посвященный их павшим мученикам. Почему бы не пригласить членов «Аль-Каиды»? Чтобы рассеять подобные мысли, просто необходимо найти другой дизайн, не оставивший у человека двойственного чувства».
Разумеется, архитекторы по-прежнему настаивают на том, что у них не было никакого намерения устанавливать полумесяц, указывающий в сторону Мекки, не говоря уже об увековечении террористов. Не намеревались, а просто вышло, — совершенно случайно. Члены семей погибших против и требуют изменений. И CAIR (Council on American-Islamic Relations), известный представитель ХАМАСа, «Хизбаллы» и «Исламского джихада» на американской земле, тоже протестует… против исламофобии в семьях погибших. «Нам не нужны гигантские статуи людей, таранивших дверь в кабину пилота тележками, — пишет журналист и архитектор Джеймс Лилек, -но будущие поколения увидят в этом Мемориале коварный заговор. Мемориал «Crescent of Embrace» знаменует всеобщую печаль и прощение. Жизнь и гибель жертв терроризма и террористов не могут быть равноценными».
Продолжение следует