Мемориал для террористов?

11 сен­тяб­ря 2001 г. в са­мо­ле­те United Airlines Flight 93 из Нью­ар­ка (Нью-Джер­си), ле­тев­ше­го в Сан-Фран­цис­ко, на­хо­ди­лись 37 пас­са­жи­ров. Чет­ве­ро из них не бы­ли аме­ри­кан­ца­ми. Это бы­ли ара­бы и убий­цы. Во­ору­жен­ные но­жа­ми, они на­па­ли на пас­са­жи­ров, угро­жая их взо­рвать. По­том ра­ни­ли Мар­ка Ро­тен­бер­га и уби­ли стю­ар­дес­су Деб­ру Уэлш. Пас­са­жи­ры, по­зво­нив сво­им близ­ким, узна­ли, что тер­ро­рис­ты на­пра­ви­ли са­мо­ле­ты в World Trade Center, и по­ня­ли, что их ждет. Одним из них был ев­рей Дже­ре­ми Глик, ме­нед­жер ин­тер­нет­ной ком­па­нии. Пре­крас­ный спорт­смен, не знав­ший ни од­но­го по­ра­же­ния. И на сей раз он то­же по­бе­дил всех, од­но­го за дру­гим. И бил их до са­мо­го кон­ца, вы­иг­рав са­мую важ­ную бит­ву сво­ей жиз­ни — на са­мо­ле­те United Flight 93, ле­тев­шем из Нью­ар­ка в Веч­ность. По­гиб, как жил — бес­страш­но и це­ле­ус­т­рем­лен­но идя к по­бе­де. К по­бе­де над злом. Для спа­се­ния дру­гих. Дже­ре­ми и двое дру­гих пас­са­жи­ров, ве­ро­ят­но, спас­ли Бе­лый дом, кон­г­ресс и да­же лич­ный са­мо­лет пре­зи­ден­та, ку­да тер­ро­рис­ты со­би­ра­лись на­пра­вить за­хва­чен­ный ими са­мо­лет. От­сту­пая пе­ред пас­са­жи­ра­ми, на­сту­пав­ши­ми на них с те­леж­ка­ми и ки­пят­ком, тер­ро­рис­ты укры­лись в ка­би­не и вре­за­лись в зем­лю.

В сто­ро­ну Мек­ки

Пас­са­жи­ров по­смер­т­но на­гра­ди­ли Зо­ло­ты­ми ме­да­ля­ми кон­г­рес­са и ре­ши­ли в их честь от­крыть Ме­мо­ри­ал. Бы­ла соз­да­на ко­мис­сия для от­бо­ра под­хо­дя­ще­го ди­зай­на. Кон­курс на луч­ший ди­зайн от­крыл­ся в сен­тяб­ре 2004 г. В фев­ра­ле 2005 г. из 1000 про­ек­тов ото­бра­ли пять. По­сле трех дней де­ба­тов и кон­суль­та­ций жю­ри на­зва­ло по­бе­ди­те­ля — про­ект ар­хи­тек­то­ров По­ла и Ми­ле­ны Мер­док «Crescent of Embrace» («По­лу­ме­сяц объятия», но «Embrace» мож­но пе­ре­вес­ти так же, как «при­ня­тие», «из­бра­ние», «охва­ты­ва­ние» и т. д.) В ди­зайн вхо­дит «Баш­ня го­ло­сов», в ко­то­рой дол­ж­но быть 40 ки­тай­ских ко­ло­коль­чи­ков — по од­но­му за каж­до­го по­гиб­ше­го пас­са­жи­ра и чле­нов ко­ман­ды (два лет­чи­ка и че­ты­ре стю­ар­дес­сы).

По­лу­ме­сяц в ви­де про­ло­жен­ной до­ро­ги в фор­ме лу­ка, уса­жен­ной крас­ны­ми кле­на­ми, по­вто­ря­ю­щи­ми эту фор­му. За по­лу­ме­ся­цем бу­дут 40 рощ крас­но­го и са­хар­но­го кле­на, бе­ло­го ду­ба, и чер­ная дос­ка от­ме­тит мес­то кру­ше­ния са­мо­ле­та, где по­хо­ро­не­ны жер­т­вы. Для каж­до­го по­ста­вят про­зрач­ную пли­ту.

На­зва­ние про­ек­та сра­зу же вы­зва­ло кри­ти­ку: по­лу­ме­сяц — сим­вол ис­ла­ма, сим­вол тер­ро­риз­ма, сле­дуя ко­то­ро­му тер­ро­рис­ты по­хи­ти­ли этот са­мо­лет во имя Ал­ла­ха. В куль­то­вых со­ору­же­ни­ях ис­ла­ма есть ми­храб — свя­щен­ная плос­кая ар­ка или ни­ша в сте­не киб­лы, об­ра­щен­ная в сто­ро­ну Мек­ки. По­сле 709 г. ми­храб стал обя­за­тель­ным эле­мен­том ме­че­ти, ко­то­рый в ин­те­рье­ре вы­де­ля­ют осве­ще­ни­ем — лам­пой в ни­ше и кра­си­вым укра­ше­ни­ем, а сна­ру­жи — вы­сту­пом по фор­ме ни­ши: над ми­хра­бом ино­гда воз­во­дят ку­пол с фо­на­рем или ок­на­ми в ба­ра­ба­не. Ми­храб слу­жит для ука­за­ния на­прав­ле­ния, ку­да дол­жен об­ра­щать­ся мо­ля­щий­ся му­суль­ма­нин — джиб­ла или аль-киб­ла при со­вер­ше­нии на­ма­за (ас­са­ла­та). Ми­храб — са­мое свя­тое мес­то в ме­че­ти и те­перь его хо­тят сде­лать глав­ной де­та­лью Ме­мо­ри­а­ла по­гиб­шим от ру­ки ис­лам­ских тер­ро­рис­тов.

На ди­зай­не «По­лу­ме­ся­ца объя­тия» крас­ные ли­нии по­ка­зы­ва­ют на­прав­ле­ние по­лу­ме­ся­ца — в сто­ро­ну Мек­ки. Го­во­ри­ли о па­мят­ни­ке со­ро­ка по­гиб­шим, а го­то­вят­ся уве­ко­ве­чить 44 че­ло­ве­ка — тер­ро­рис­тов за­счи­та­ли в пас­са­жи­ры. Там же вид­ны 44 про­зрач­ных пли­ты вмес­то 40. Пас­са­жи­ры и лет­ный эки­паж уве­ко­ве­че­ны на пли­тах сле­ва. «Ниж­няя часть сте­ны сле­ва со­дер­жит 40 осве­щен­ных по но­чам плит с име­на­ми по­гиб­ших аме­ри­кан­цев», — пи­шет блог­гер «www.freedomsenemies.com. — Но есть и вер­х­няя часть сте­ны, иду­щая по на­прав­ле­нию по­ле­та са­мо­ле­та Flight 93, упав­ше­го на мес­те кру­ше­ния.

Эта сек­ция сте­ны то­же име­ет ма­лень­кую ли­нию про­зрач­ных плит, ве­ро­ят­но, для уве­ко­ве­че­ния че­ты­рех тер­ро­рис­тов, по­гиб­ших при кру­ше­нии са­мо­ле­та. Под­твер­ж­де­ни­ем это­му слу­жит то, что глав­ный пункт вер­х­ней сек­ции сте­ны ле­жит аб­со­лют­но точ­но на ли­нии, раз­ре­за­ю­щей по­лу­ме­сяц крас­ных кле­нов, об­ра­зо­вы­вая от­дель­ный ма­лый Ме­мо­ри­ал тер­ро­рис­там. В от­вет на кри­ти­ку ар­хи­тек­то­ры со­гла­си­лись на не­зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния, ска­зав, что это по­мо­жет со­хра­нить глав­ные эле­мен­ты пла­на. Эти глав­ные эле­мен­ты — не толь­ко ди­зайн по­лу­ме­ся­ца и его на­прав­ле­ние, но и дру­гие де­та­ли, ко­то­рые толь­ко под­чер­ки­ва­ют на­ме­ре­ние Мер­до­ка на­сто­ять на fait accompli».

Экспер­ты от­ри­ца­ют фак­ты

В ап­ре­ле 2006 г., ста­ра­ясь по­га­сить не­ути­ха­ю­щий шум, ди­рек­тор пар­ка М. Бо­мар при­ка­за­ла ра­зо­брать­ся, со­от­вет­ст­ву­ют ли ис­ти­не жа­ло­бы лю­дей, утвер­ж­да­ю­щих, что Ме­мо­ри­ал яв­ля­ет­ся ог­ром­ной ме­че­тью тер­ро­рис­там, но вско­ре со­гла­си­лась, что не­воз­мож­но ра­зо­брать­ся до тех пор, по­ка не уста­но­вят Ме­мо­ри­ал, ибо сей­час нель­зя опре­де­лить на­прав­ле­ние по­лу­ме­ся­ца! В под­твер­ж­де­ние она про­ци­ти­ро­ва­ла не­сколь­ких эк­с­пер­тов, в том чис­ле про­фес­со­ра Д. Гриф­фи­та из уни­вер­си­те­та Те­ха­са: «Ма­те­ма­ти­чес­кие вы­клад­ки г-на Ро­ул­са вы­гля­дят вер­но… Но толь­ко по­то­му что они вер­ные — это не де­ла­ет ито­го­вые циф­ры убе­ди­тель­ны­ми… К то­му же не су­щес­т­ву­ет та­кой ве­щи, как на­прав­ле­ние в сто­ро­ну Мек­ки — ведь зем­ля круг­лая!» Не­че­го ска­зать: хо­рош эк­с­перт! Один мил­ли­ард му­суль­ман еже­днев­но по пять раз в день мо­лят­ся в сто­ро­ну Мек­ки, но по Гриф­фи­ту это­го не су­щес­т­ву­ет.

Дру­гой эк­с­перт, д-р К. Джагс, спе­ци­а­лист по ша­ри­а­ту из уни­вер­си­те­та Инди­а­ны, ра­зу­ме­ет­ся, под­твер­дил, что по­лу­ме­сяц, на­прав­лен­ный в сто­ро­ну Мек­ки, по­хож на ми­храб, но за­ме­тил: «Но схо­жесть не де­ла­ет его тем же са­мым». За­щит­ни­ки про­ек­та ста­ра­ют­ся за­ту­ше­вать сход­ст­во. П. Уайт на об­щес­т­вен­ном со­бра­нии ска­зал, что «схо­жесть ги­гант­ско­го по­лу­ме­ся­ца с на­сто­я­щим сим­во­лом ис­ла­ма — это слу­чай­ность. Это не мо­жет быть про­слав­ле­ни­ем ис­ла­ма, по­сколь­ку это ста­нет не­ува­же­ни­ем к не­му». Ди­рек­тор Ме­мо­ри­а­ла Дж. Хен­ли за­яви­ла, что «вы­чис­ле­ния Ро­ул­са сде­ла­ны на ос­но­ва­нии лож­ных пред­по­ло­же­ний, фак­ты ис­ка­же­ны для дос­ти­же­ния его це­ли. Ме­ня не за­бо­тит поч­ти точ­ная ко­пия по­лу­ме­ся­ца, на­прав­лен­но­го в сто­ро­ну Мек­ки — она не со­всем точ­ная, а в ис­ла­ме она дол­ж­на быть со­вер­шен­но точ­ной». Еще один эк­с­перт, од­но­клас­сник Мер­до­ка и про­фес­сор по му­суль­ман­ской ар­хи­тек­ту­ре Нас­сар Раб­ба­ти, яв­ля­ет­ся кон­суль­тан­том пар­ка.

Не все сле­пы

Член жю­ри Том Бур­нетт-стар­ший, чей сын по­гиб во вре­мя кру­ше­ния са­мо­ле­та, го­во­рит, что его очень взвол­но­ва­ла эта по­пыт­ка уста­нов­ле­ния па­мят­ни­ка тер­ро­рис­там на мес­те, на ко­то­ром по­гиб­ли аме­ри­кан­ские граж­да­не от рук му­суль­ман­ских тер­ро­рис­тов, и он об­ра­тил­ся к дру­гим чле­нам жю­ри: «Я объяс­нил им, что мы бу­дем вы­гля­деть на­сто­я­щим по­сме­ши­щем, ес­ли сде­ла­ем это. Это бу­дет над­ру­га­тель­ст­во над Аме­ри­кой, над чес­тью по­гиб­ших». Кон­г­рес­смен-рес­пуб­ли­ка­нец Том Тан­к­ре­до ак­тив­но со­про­тив­ля­ет­ся уста­нов­ке Ме­мо­ри­а­ла в су­щес­т­ву­ю­щем ви­де: «По­лу­ме­сяц яв­ля­ет­ся сим­во­лом ис­ла­ма, ему не мес­то на аме­ри­кан­ской зем­ле, тем бо­лее, на этом свя­том мес­те».

Жур­на­лист Майк Ро­зен пи­сал в га­зе­те Rocky Mountain News: «В оче­ред­ную го­дов­щи­ну 11 сен­тяб­ря не­труд­но пред­ста­вить, как «Аль-Ка­и­да» праз­д­ну­ет по­яв­ле­ние по­лу­ме­ся­ца из кле­нов, ко­то­рые ста­но­вят­ся к осе­ни крас­ны­ми, «охва­ты­вая» (см. вы­ше объяс­не­ние пе­ре­во­да «Crescent of Embrace» — Н. Ш.) мес­то кру­ше­ния са­мо­ле­та Flight 93. Для «Аль-Ка­и­ды» это бу­дет Ме­мо­ри­ал, по­свя­щен­ный их пав­шим му­че­ни­кам. По­че­му бы не при­гла­сить чле­нов «Аль-Ка­и­ды»? Что­бы рас­се­ять по­доб­ные мыс­ли, прос­то не­об­хо­ди­мо най­ти дру­гой ди­зайн, не оста­вив­ший у че­ло­ве­ка двой­ст­вен­но­го чув­ст­ва».

Ра­зу­ме­ет­ся, ар­хи­тек­то­ры по-преж­не­му на­ста­и­ва­ют на том, что у них не бы­ло ни­ка­ко­го на­ме­ре­ния уста­нав­ли­вать по­лу­ме­сяц, ука­зы­ва­ю­щий в сто­ро­ну Мек­ки, не го­во­ря уже об уве­ко­ве­че­нии тер­ро­рис­тов. Не на­ме­ре­ва­лись, а прос­то вы­шло, — со­вер­шен­но слу­чай­но. Чле­ны се­мей по­гиб­ших про­тив и тре­бу­ют из­ме­не­ний. И CAIR (Council on American-Islamic Relations), из­вест­ный пред­ста­ви­тель ХАМАСа, «Хиз­бал­лы» и «Ислам­ско­го джи­ха­да» на аме­ри­кан­ской зем­ле, то­же про­тес­ту­ет… про­тив ис­ла­мо­фо­бии в се­мьях по­гиб­ших. «Нам не нуж­ны ги­гант­ские ста­туи лю­дей, та­ра­нив­ших дверь в ка­би­ну пи­ло­та те­леж­ка­ми, — пи­шет жур­на­лист и ар­хи­тек­тор Джеймс Ли­лек, -но бу­ду­щие по­ко­ле­ния уви­дят в этом Ме­мо­ри­а­ле ко­вар­ный за­го­вор. Ме­мо­ри­ал «Crescent of Embrace» зна­ме­ну­ет все­об­щую пе­чаль и про­ще­ние. Жизнь и ги­бель жертв тер­ро­риз­ма и тер­ро­рис­тов не мо­гут быть рав­но­цен­ны­ми».

Про­дол­же­ние сле­ду­ет

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора