Бойня номер один

Призвав Моше из Шатра Откровения (Мишкана), Б-г сообщает ему общий порядок храмовых жертвоприношений. Первая категория жертв называется «олот», жертвы всесожжения. Животное (обычно быка) приводят к входу в Мишкан. Хозяин возлагает руки ему на голову. Затем быка закалывают, и дежурный коэн окропляет его кровью жертвенник. Далее описаны различные виды «хлебных даров» («менахот»), которые готовят из муки, растительного масла и ароматных благовоний. Часть из них сжигали на жертвеннике, часть отдавали для еды коэнам. Запрещено добавлять в хлебные дары закваску и мед. Следующая группа жертвоприношений — «шламим», мирные жертвы, для которых также используют быков, овец и коз. В отличие от «олот», эти жертвы частично сжигают и частично съедают. Нельзя употреблять в пищу кровь и определенные виды животных жиров — «хелев». Далее описаны жертвоприношения, искупающие преднамеренные грехи, совершенные первосвященником, всей общиной, ее лидерами и рядовыми членами. Приведены детали грехоочистительных жертв, искупающих лжесвидетельство в суде, невыполненные клятвы, нарушение законов ритуальной чистоты и другие прегрешения. Каждое жертвоприношение должно сопровождаться искренним раскаянием и дополняться, если необходимо, возмещением материального ущерба. Если у виновного нет денег на покупку жертвенного животного, разрешается заменить его более дешевым хлебным даром. В конце раздела описаны жертвы, которые должны приносить люди, случайно злоупотребившие святыней или доверием ближнего, либо совершившие другой грех по неведению.

«Когда кто-нибудь из вас принесет жертву Б-гу…» (1:2).

Представьте себе, что вы турист из соседней галактики, посетивший Землю примерно две с половиной тысячи лет назад. Пролетая над Иерусалимом, вы замечаете на экране сканирующего устройства великолепное здание. Электронный путеводитель выдает краткую информацию: «Иерусалимский Храм (местное название: «Бейт ха-микдаш») — духовный центр земной цивилизации…».

«Странное определение», — думаете вы, — переводя сканер с одного предмета на другой при максимальном увеличении. Все, что открывается вашему взору, весьма далеко от духовности. Скорее, наоборот.

Вы видите, как люди в белых одеждах убивают животных. Такое впечатление, что перед вами главная бойня земной цивилизации. На кубическом монолите, расположенном посреди огромного двора, сжигают туши, целиком или частями. Одновременно в специальные отверстия монолита льют вино. Неподалеку пекут хлеб. Растительное масло смешивают с мукой, и приготовленную смесь жарят на больших открытых сковородах. В затененных загонах теснятся быки, овцы и козы; далее — клетки с голубями. Повсюду разбросаны всякие «хозяйственные» предметы: горшки, ковши, чаши, вилы, совки. Несколько человек сосредоточенно моют руки и ноги в медном умывальнике. Столб черного дыма вертикально поднимается в небо.

Это и есть духовный центр землян?

Вы негодуете на авторов электронного путеводителя: разве можно допускать такие ошибки!?

Нет, ошибаются не составители межгалактического справочника, а сам путешественник. Впрочем, его ошибка простительна. Храм действительно не походил внешне на центр духовности. Ведь его главный элемент — Ковчег Завета с каменными скрижалями и Торой — был надежно укрыт от посторонних глаз. Но именно этот Ковчег притягивал сюда концентрированное Б-жественное присутствие, превращавшее архитектурный шедевр библейского периода, во дворе которого помещалась «бойня», в духовный центр цивилизации.

Храм — это микрокосм вселенной и макрокосм человеческого тела. В физиологическом смысле человек — это причудливое сочетание сухожилий, мяса, жидкостей и мембран. Он ест различную пищу, вдыхает воздух и выделяет продукты своей жизнедеятельности. С точки зрения дарвинизма, человек — не более чем потомок обезьяны, высокоразвитое животное, жизненный путь которого, как сказал герой романа «Вся королевская рать», проходит «от зловонной пеленки до смердящего савана».

И все же, человек — это еще и интеллект, разум, воображение, наконец духовность. Ученый, совершивший великое открытие, мудрец, познавший тайны мироздания, — их никак не назовешь родственниками обезьяны. Тора, впитанная мозгом и проникшая в сердце, одухотворяет человека, возносит его выше уровня бестелесных ангелов — точно так же, как Скрижали Завета превращали Храм в Б-жественную обитель.

Сын быка

«И зарежет тельца перед Б-гом, и принесут сыновья Аарона, коэны, кровь бычка (бен а-бакар) к жертвеннику, и со всех сторон окропят кровью жертвенник…» (1:5).

Почему применительно к бычку Тора пишет «ве-зарку эт ха-дам» (и окропили кровью), а дальше, когда речь идет о жертве из мелкого рогатого скота, в основном из овец, употребляется выражение «ве-зарку эт дамо» (и окропили ее кровью)?

Комментатор «Бааль а-турим» объясняет, что, в отличие от бычьей крови, кровь овцы похожа на человеческую. Поэтому Тора пишет «дамо», дословно — «его кровь», кровь человека, принесшего жертву. Стремясь искупить свой грех, он как будто полил жертвенник собственной кровью.

Голубь

всесожжения


«Если же из птиц всесожжения, жертва его Б-гу, то пусть приносит жертву свою из домашних голубей или из молодых диких голубей» (1:14).

Почему из всех представителей пернатого племени только голуби удостоились погибать на храмовом жертвеннике? Чем хуже, например, любимцы еврейской гастрономии наикошернейшие куры? Рабейну Бахья объясняет. Все дело в личных качествах претендентов. Кур дисквалифицировали за их похотливость и неразборчивость в половых связях. Домашние голуби отличаются беспримерной верностью своему брачному партнеру. Самка никогда не сойдется с другим самцом после смерти первого «мужа». Однако это свойство не распространяется на молодых особей, поэтому они не годились для жертвенника.

В то же время взрослые дикие голуби чрезвычайно агрессивны к другим самцам и часто отбивают у них самок. Зато у молодых представителей этого вида голубей агрессивность и ревность выражены гораздо слабее. Вот почему молодых берут для жертвенника, а взрослых не берут.

Другое объяснение основано на Каббале. Домашние голуби символизируют водную стихию, а дикие голуби — огонь. Поскольку вода представляет «хесед», милосердие, а огонь — «дин», меру строгого суда, объясняет рабейну Бахья, Тора велит приносить в жертву взрослых домашних голубей и птенцов диких голубей, т.е. сочетать большую меру милосердия с малой мерой суда. Ведь если милосердие не будет перевешивать суд, то наш грешный мир долго не просуществует.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора