Роза без позолоты

После завершения всех производственных работ Моше дает полный отчет о расходе материалов. Сыны Израиля приносят готовые изделия; Моше высоко оценивает их труд и благословляет народ. Б-г велит Моше установить Мишкан первого числа месяца нисан и описывает порядок монтажа и размещения храмовой обстановки. Моше выполняет все указания. Мишкан готов. На него опускается «облако Славы». Это значит, что Б-г вселился в свою земную обитель. Когда облако поднималось над Мишканом, евреи отправлялись в путь. Ночью дымное облако сменялось огненным столбом.

«Смотрите, назвал Б-г по имени Бецалеля, сына Ури, сына Хура, из колена Иегуды. И исполнил его Б-жественным духом, мудростью, разумением, и ведением, и талантом к любому ремеслу» (35:30-31).

Сегодня иудаизм и искусство кажутся несовместимыми понятиями. Куда там нашим синагогам, многие из которых ютятся в подвалах, до великолепных греческих храмов, помпезных католических соборов и грандиозных мусульманских мечетей!

Впрочем, так было не всегда. Мудрецы Талмуда говорили: Если ты не видел Второго Храма, построенного Хордусом (Иродом Великим), считай, что ты не видел в своей жизни красивого здания.

Стены Храма были сложены из сине-зеленого и белого мрамора. Ирод намеревался оштукатурить их и покрыть золотом. Но раввины посоветовали ему оставить Храм таким, как есть: без штукатурки и позолоты, потому что это великолепное здание выглядело гораздо лучше в своем естественном виде: многослойные разводы сине-зеленого и белого цветов создавали впечатление бьющихся о берег морских волн.

Ирод хотел заковать естественную красоту в красоту искусственную, придать ей наружный глянец. Он хотел покрыть море золотыми листами, расписать нежную, трепещущую розу золотой краской.

В еврейской философии красивым считается лишь то, что раскрывает внутреннюю суть вещей. На иврите «внутри» — это «пним». Те же буквы составляют и слово «паним», лицо. Из всех частей нашей телесной оболочки только лицо отражает внутреннюю жизнь человека, движения его души. Глядя ему в лицо — «эль паним», вы видите то, что у него внутри — «пним».

В сегодняшнем недельном разделе Торы подробно описывается Мишкан, прообраз будущего Иерусалимского Храма, где Земля встречалась с Небом, а духовная суть — с физической оболочкой. В Мишкане присутствие Б-га ощущалось наиболее полно и концентрированно.

Истинная красота Храма состояла в том, что он раскрывал наш мир изнутри. Храм был «лицом» мира, отражающим его коренную сущность. Глядя на «Бейт а-микдаш», человек глубоко осознавал, что мир не ограничен физическими рамками пространства и времени. Он видел, что у мира есть душа.

Наши глаза — физический орган. Но они воспринимают нефизическую субстанцию — свет. Глаза открывают вход в эту субстанцию. Храм называли в древности «оком мира», потому что его физические стены пронизывал запредельный свет иных, духовных миров.

О, Ариэль, Ариэль!

«А Бецалель, сын Ури, сына Хура из колена Иегуды, сделал все, что Б-г повелел Моше. И с ним вместе Оголиав, сын Ахисамаха из колена Дана…» (38:22-23).

Рабейну Бахье сообщает, ссылаясь на мидраш, что Бецалель и Оголиав были самыми выдающимися специалистами из всех, кто участвовал в строительстве Мишкана. Им принадлежала львиная доля в заслуге его возведения. Параллель со львами не ограничивается языковой идиоматикой. Бецалель происходил из колена Иегуды, которого праотец Яаков назвал «молодым львом» («Берешит», 49:9), а Оголиав относился к колену Дана, о котором уже Моше-рабейну сказал перед смертью: «Дан — львенок, выпрыгнет он из Башана» («Дварим», 33:22).

Храм тоже походил на льва. У его здания была «львиная» форма: передняя сторона широкая, а задняя — узкая. Эта аналогия звучит в восклицании пророка Иешаягу: «О, Ариэль, Ариэль («арье» — на иврите «лев»), место пребывания Давида» (29:1).

Разрушителем Первого Храма тоже был «лев», как сказано у другого пророка Иермиягу: «Лев поднялся из чащи своей, и губитель народов вышел и двинулся с места своего, чтобы превратить страну твою в пустыню…» (4:7). Речь идет о вавилонском царе Навуходоносоре.

В эпоху Машиаха роль царя зверей достанется народу Израиля. Еще более двух с половиной тысяч лет назад пророк Миха возвестил: «И будет остаток Яакова между народами, среди племен многих, как лев меж животных лесных, как молодой лев меж стад мелкого скота, который, если пройдет, топчет и терзает, и некому спасти от него» (5:7).

Еврейские львы

Метафора со львами, приведенная рабейну Бахье, находит подтверждение в комментариях «Кли якар», дающих развернутое объяснение той роли, которую сыграли Бецалель и Оголиав в строительстве Мишкана. Подтверждением служат стихи из разделов «Ваякгель» и «Пикудей». «Смотрите, призвал Б-г по имени Бецалеля…» (35:30). В имени этого мастера и руководителя строительных работ был изначально заложен глубокий смысл. «Бецалель» — «бе-цель

Э-ль», под тенью Б-га. Он получил это имя, потому что ему предстояло построить Мишкан и Ковчег Завета, место обитания «Шехины», Б-жественного присутствия, как сказано в псалме 91: «Живущий под покровом Всевышнего, в тени («бе-цель») Всемогущего обитает».

Еще более яркий образ можно найти в книге «Песнь Песней» («Шир а-ширим»): «Между грудями моими он будет отдыхать» (1:13). Это значит, объясняют мудрецы, что Б-г предельно уменьшил свою «Шехину», втиснув ее в крошечное пространство между двумя шестами Ковчега и двумя «крувами», человекоподобными фигурками на крышке Ковчега, чьи сведенные крылья нависали над Ковчегом, создавая подобие «тени Б-га».

«Сын Ури». Имя Ури означает свет, «ор». Это свет Торы. Бецалелю выпала честь возвести не только «дом

Б-га», но и хранилище Торы. «Сын (т. е. внук) Хура». Хур, двоюродный брат Моше и Аарона, хотел предотвратить оргию поклонения Золотому тельцу и был растерзан озверевшей толпой. Бецалель унаследовал от своего героического деда безоглядную преданность Б-гу и за это удостоился возглавить строительство Мишкана.

Другое объяснение. «Хур» состоит из тех же букв, что и «хивер», белый. Служба в Мишкане искупала грехи сынов Израиля, «отбеливала» их души. По той же причине Иерусалимский Храм иногда называется в библейской литературе «Леванон», от слова «лаван», белый. (Получается, что у арабской страны, расположенной у нашей северной границы, вполне еврейское, иудейское название.)

«Принадлежащего

к колену Иегуды»


Иегуду, как мы уже знаем, праотец Яаков сравнил со львом.

Теперь перейдем к Оголиаву. Это имя состоит из двух частей: «огель», шатер, и «ав», отец: Оголиав построил Шатер свидетельства для Отца небесного.»Сын Ахисамаха». В Мишкане «сошлись близко братья» — «ахи-самах»: там встретились «Шехина» и сыны Израиля. «Из колена Дана». Дан тоже уподобляется льву.

Аналогия со львом приобретает еще более глубокий смысл, если вспомнить, что лев внушает страх и трепет. Слово «арье», лев, созвучно слову «ир’а», страх; эти слова состоят из одних и тех же букв. Храм тоже вызывал страх, священный трепет перед Б-гом.

Милосердие и суд

Иегуда и Дан, продолжает «Кли якар», воплощают два качества, которыми Б-г создавал мир. Одно из этих качеств — милосердие — заключено в четырехбуквенном имени Б-га «йуд-кей-вав-кей» (это непроизносимое имя заменяют обычно словом «Ашем»). Другое качество — суд — выражено именем «Эло-им». Иегуда символизирует Б-жественное милосердие; в его имени содержатся все четыре буквы «Ашема».

Дан, в свою очередь, олицетворяет собой по созвучию «дин», строгую меру суда. Представители этих двух колен, Бецалель и Оголиав, возвели Храм по тому же принципу, по которому Б-г создавал мир: сочетанием двух святых Имен и двух начал, единых в своей противоположности.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора