Как кого? Адвоката Ульянова, бурсака Джугашвили, гуру Ошо Раджниша… Людей в возрасте и при исполнении. А Тора и здесь предлагает нетрадиционное решение. «И обучать дал сердцу его, его и Аолиава, сына Ахисамаха, из колена Дана». Речь про Бецалеля, сына Ури, сына Хура, которому недавно исполнилось 13 лет!
О Бецалеле мы хоть знаем, какого он роду-племени. Внук Хура, убитого за то, что пытался воспрепятствовать построению золотого тельца. Правнук пророчицы Мириам. По отцу — из колена Иегуды, племени царей. А про Аолива узнаём только из прямого текста Торы. Искусный ткач, резчик, мастер по разным материалам. Из колена Дана, замыкавшего движение по пустыне нашего походного лагеря. Как предполагают комментаторы, это был простой еврей, праведный и богобоязненный. Согласитесь, не совсем подходящая пара учителей.
Попробуем найти подсказку в следующей главе. «И Бецалель, сын Ури, сын Хура из колена Иегуды сделал все, что повелел Б-г Моше. И с ним Аолиав…» Комментаторы подчёркивают несколько странностей. Рабейну Бехайя напоминает, что лично Бецалель сделал только ковчег для хранения скрижалей Завета. Остальное поручил другим, научил. Второе — сказано не «что повелел им Моше», но «что повелел Б-г Моше». Раши трактует это так, что Бецалель и Аолиав сделали не только порученное Учителем, но и сумели впитать знание, которое подарил Всевышний Моше на Синае. И не посчитали это признаком своего величия! Просто постарались наиболее точно проникнуть в замысел. Выразить в материале и символе. От имени «раба Б-жьего Моше».
Раши продолжает комментарий довольно странной историей. Сказал Моше Бецалелю: «Сделай сначала предметы Храма, потом само здание». Ответил Бецалель: «Не таков обычай мира! Сначала делают помещение, потом утварь для него». «Да, это именно то, чему научил меня Б-г на Синае! Несомненно, ты живёшь под Его покровительством!» (имя Бецалель означает «в тени Б-га»). Рав Вольбе удивляется: что же тут выдающегося? И доказывает, что причина, по которой люди сначала готовят помещение, здесь не применима. Шатёр оставался разобранным ещё 4 месяца и никак не мог уберечь своё содержимое от порчи или кражи! Выясняется из анализа, что не про земные обычаи говорил Бецалель. Он видел соответствие духовного Храма, стоящего в небесном Иерушалаиме, земному! Ясно осознавал их необходимое уподобление и взаимосвязь.
Здесь нам придётся вернуться к первому пасуку. Мы перевели слово «легорот» как «учить». Точнее, «делать глаза видящими», освещать нечто для другого человека. Говорит об этом Ибн Эзра, что есть великие мудрецы, которые держат свою мудрость при себе. «Не могут или не хотят осветить ею других». А Бецалель и Аолиав были удостоены не только таланта передавать знания и вдохновлять других, но и горячего стремления это делать.
Первые прикидки мы уже можем сделать. Настоящий учитель — это не тот, кто обладает обширными знаниями и готов выразить через них своё отношение к миру. Настоящий учитель — это «проводник»! Тот, через кого говорит большее, чем он сам. И он это понимает, и ставит своей «сверхзадачей» максимально точно передать не только текст, но и внутреннее содержание, глубинное намерение «проводимого».
Кто в истории человечества был лучшим и более выносливым оратором, чем Моше-рабейну? 40 лет учить народ, а перед смертью проговорить больше месяца подряд! А помните, с чего он начал беседу с Создателем о своей будущей роли? «Я косноязычен, пошли другого!» Но «Шехина говорит из горла Моше», настаивает Талмуд. И мы помним свидетельство самой Торы: «Моше — скромнейший из людей».
Под стать ему облечённые правом и талантом учить людей Бецалель и Аолиав. Бецалель был гением, исключительным мастером уже в 13 лет. Но знаем мы о нём лишь потому, что он происходил из чрезвычайно знатного рода. Сам же в «академики» себя не выставлял. Наоборот, приписывал свои способности благословению из-за достойных предков. Закончив работы с Храмом, «ушёл в тень». Не зря же его имя означает «в тени
Б-га», а не «в луче…»! Аолиав и вовсе «стёр» свою биографию.
Сегодня в мире популярен другой тип вождя-оратора. Тот, кто способен, подобно Троцкому или Гитлеру, зажечь толпу и повести её за собой. Сделать орудием своих замыслов. Их харизма происходит из личной силы и глубокой убеждённости. «Если веришь сам — убедишь других!» Ну и штыки за плечами тонизируют слушателей. В общем, все «высшие и низшие материи» собрались, чтобы сделать более властным и авторитетным «я» предводителя.
Люблю вспоминать строчку из Коэлет: «Это против того сделал Г-сподь». Конечно, и в нашей Традиции учитель и руководитель — сильный духом человек. Цельная личность. Но прочувствуйте «легарот», освещать другим. Его свет сфокусирован не на себе (и оттуда на внемлющих), но, подобно хорошо отполированной линзе, он стремится провести прямо к слушающим энергию источника. А такое обучение как часть непрерывного потока Б-жественной воли окажется долговечным.