Жду я намедни поезда и слышу восторженный голос. Женщина повествует мобильному телефону, как «учитель увидел у меня эти преграды, а я и не знала!» Ну и дальше за облака, эгрегоры и медитации. Подумалось: не затронуть ли тему «надприродного видения» в Торе? Тем более что материала с избытком.
Но сначала история. Объявился в Вильно еврей, который с лёгкостью читал сокрытое. Люди стали бояться его: встретив человека, он сразу мог рассказать, что тот делал в любое время и в любом месте. Привели его к Виленскому Гаону. Спросил провидец разрешения и начал: две недели назад вот здесь вы учили главу Торы «Аазину», и раскрывались перед вами глубочайшие тайны, и справа от вас сидел рабби Шимон бар Йохай (автор книги «Зогар»), а слева — святой Аризаль… Воскликнул в великом изумлении Гаон: «Есть два пути знать людские тайны! Один — посредством «святой колесницы», когда взыскующий преданно учится и далеко отходит от суеты и удовольствий этого мира. И есть путь «нечистой колесницы», ведь чтобы оставить нам свободу выбора, «это против того сделал Б-г». «Этот видит тайное, как в открытое окно, поскольку связал себя с силами нечистоты». Провидца немедленно вывели.
Вот пасук, которого мы в ином аспекте касались год назад. «И установи на нагруднике судном урим и тумим, и будут на сердце Аарона, когда он приходит пред Г-спода, и понесёт Аарон суды детей Израиля перед Г-сподом на сердце своём постоянно». Слово «урим» происходит от «ор», свет, а «тумим» — или от «там» (простой, цельный, завершённый), или от «таам» (вкус, смысл). Т. е. урим нечто освещали, а тумим делали это окончательным. И проясняли для спрашивающего внутренний смысл темы. Предсказания пророка могли порой не исполниться (если люди раскаялись), урим и тумим — никогда!
Гематрия «урим и тумим» равна гематрии выражения «свет Израиля». Одно из толкований — праотец Яков (Израиль) тем заслужил их для своих потомков, что 14 лет непрерывно учился в иешиве Шема и Эвера. Почти без сна! Чуть прикорнёт у стола… И в заслугу за столь рьяное искание истины летит к потомкам её немеркнущий свет.
С притяжательными же частицами «эт» (так, как это записано в Торе) они соответствуют словам «Имя из 72-х букв». По мнению Раши, Рамбана и Ибн Эзры, Моше вложил маленькие свитки, на которых он написал «тайное» Имя Создателя, в складки нагрудника. Этим Именем сотворён мир! Свитки сии и есть «урим и тумим», которые придают нагруднику Первосвященника его мистические свойства.
Однако Рамбам иначе читает текст. Он доказывает, что 72 буквы были выгравированы непосредственно на драгоценных камнях. К именам сыновей Якова прибавлялось ещё «Авраам, Ицхак, Яаков» и «колена прямодушного». В итоге на каждом камне выходило по 6 букв. Рассмотрение глубинного значения этого «зодиака» выходит за пределы статьи, но я бы советовал вам с ним ознакомиться. Потрясающая иллюстрация многомерности и истинности Торы! Эта тема вся словно бы напоена духовным светом.
Урим и тумим содержали 72 буквы. А 72 — гематрия слова «хесед» (милость)! Намекая на это, говорит царь Давид: «Вселенная милостью выстроится!» И значит, за всеми событиями и явлениями этого мира, даже самыми отталкивающими, сокрыта беспредельная милость Творца. Наше дело — приготовить для неё «сосуды», чтобы она могла свободно проявиться здесь, на Земле!
Священник стоял, обратив лицо к Ковчегу Завета. Спрашивающий «тихим голосом, подобно сегодняшней молитве», — за ним. По одному мнению, буквы ответа казались глазам священника выпуклыми, по другому — нужные вспыхивали огнём. Возможно, происходило и то, и другое. Или же это зависело от особенностей времени и духовного уровня вопрошающих? Но оставалась проблема интерпретации — ведь буквы надо ещё составить в слова!
Виленский Гаон даёт удивительную трактовку истории Ханы, матери пророка Шмуэля, и первосвященника Эли. Увидев её странное поведение, Эли спросил и получил буквы, из которых составил слово «пьяна». «Нет, господин мой! — возразила Хана, — не было сейчас на тебе духа святости! Эти буквы составляют «как Сара». Подобно нашей праматери, я страдаю оттого, что Творец не даёт мне ребёнка!»
Мы подходим к кульминации темы. Объясняет рабейну Бехайя, что важнейшим условием для работы урим и тумим было нисхождение на несущего их духа святости. «Уровнем ниже пророческого, но выше обычного «святого духа». Во времена Второго Храма, когда духовный уровень людей постепенно опускался и вскоре исчезло пророчество, урим и тумим молчали. Это одна из причин, почему в пасуке сказано «постоянно» про «суды детей Израиля на сердце Аарона», но не о мистических буквах. Ведь молиться за свой народ духовный лидер может всегда! Кстати, ныне, когда мы трижды в день становимся на молитву, есть в этом что-то и от вопрошания урим и тумим. Согласно Закону, человек должен видеть себя в молитве как бы стоящим в Святая Святых перед Ковчегом Завета.
Конечно, не перевелись и сегодня мудрецы, наделённые духом святости. Но все-таки, друзья, поосторожней!